Афоризмы и цитаты Демокрита

Демокрит из Абдер (приблизительно 460 г. до н.э. – 370 до н.э.) Древнегреческий философ материалист, один из основателей атомистики.

Родился в городе Абдеры во Фракии. В течение всей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения многих народов (Египет, Вавилон, Персия, Индия и др.). Обладая энциклопедическими познаниями, стал одним из пионеров таких наук, как математика, геометрия. Все дошедшие до сегодняшнего дня сочинения Демокрита собраны в книге «Фрагменты и свидетельства об учении».

Бедность и богатство суть слова для обозначения нужды и изобилия. Следовательно, кто нуждается, тот не богат, а кто не нуждается, тот не беден.

Блага юности – сила и красота, благо старости – расцвет разума.

Благо и истина одни и те же для всех, но удовольствия от них могут быть разные.

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет.

Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.

Богат тот, кто беден желаниями.

Быть верным долгу в несчастье – великое дело.

Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.

Великодушие – кротко переносить чужую погрешность.

Венец справедливости есть смелость духа и неустрашимость мысли, предел же несправедливости – в страхе перед угрожающим несчастьем.

Воспитание детей – рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе не сравнимо ни с каким другим.

Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье.

Враг не тот, кто наносит обиду, но тот, кто делает это преднамеренно.

Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими.

Высшая доблесть духа состоит в том, чтобы кротко переносить обиды.

Глупцов благоразумию научает несчастье.

Глупцы стремятся к выгодам, доставляемым счастливым случаем, знающие же ценность таких выгод стремятся к выгодам, доставляемым мудростью.

Два вида познания: одно посредством чувств, другое – мысли.

Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя.

До€лжно говорить правду и избегать многословия.

До€лжно препятствовать совершению несправедливого поступка. Если же мы этого не в состоянии сделать, то, по крайней мере, мы не должны содействовать несправедливому поступку.

До€лжно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому не известным или о нем узнают все. Но наиболее до€лжно стыдиться самого себя.

Душевная радость возникает у людей благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни. Недостаток же или излишество склонны к неустойчивости и вызывают большие волнения в душе.

Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

Если кто нибудь пренебрегает общественными делами, то он приобретает дурную репутацию, даже если он ничего не ворует и вообще не совершает никакой несправедливости.

Если можешь сделать подарок, то не медли с этим, помня, что обстоятельства переменчивы.

Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.

Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребности они порождают.

Желание большего приводит к потере того, что имеешь.

Желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и что бы он ни делал, он не должен стремиться выше своих сил и своей природы.

Жизнь без праздников – это длинный путь без заезжего двора.

Жить дурно, неразумно, невоздержанно – значит не плохо жить, но медленно умирать.

Завистливый человек причиняет огорчения самому себе, словно своему врагу.

Зависть порождает раздор среди людей.

Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.

Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.

Законы – дурная выдумка.

Запах – это истечение тонкого из тяжелого.

Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить правильные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует.

Лишь несчастья учат глупцов благоразумию.

Лучше думать перед тем, как действовать, чем после.

Лучше изобличить собственные ошибки, чем чужие.

Лучше, чтобы хвалил нас кто нибудь другой, чем хвалить самого себя.

Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность.

Малые услуги, оказываемые вовремя, являются величайшими благодеяниями для тех, кто их получает.

Медицина – сестра философии.

Многие из богачей – хранители, а не хозяева своих богатств.

Многие многознайки не имеют ума.

Многие совершающие постыднейшие поступки говорят прекрасные речи.

Могут быть умные юноши и глупые старики. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа.

Мудрец – мера всех существующих вещей. При помощи чувств он – мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума – мера умопостигаемых вещей.

Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими страстями. Некоторые же царствуют над городами и в то же время являются рабами женщины.

Мужество делает ничтожными удары судьбы.

Надежды на постыдную наживу – начало убытка.

Наихудшее, чему может научиться молодежь, – легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развивается порок.

Не делать никаких уступок жизни есть признак безрассудства.

Не из страха, но из чувства долга до€лжно воздерживаться от дурных поступков.

Не относись ко всем с недоверием, но будь со всеми осторожен и тверд.

Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.

Не стремись все знать, чтобы не оказаться во всем невеждой.

Несвоевременные удовольствия порождают неудовольствия.

Нужно заботиться только об умеренном приобретении материальных средств и главные усилия направить на действительно необходимое.

Образование для счастливых – украшение, для несчастливых – убежище.

Общая нужда тяжелее частной: ибо в случае общей нужды не остается никакой надежды на помощь.

Оказывая благодеяние, берегись, чтобы тот, кому ты оказываешь благодеяние, предательски не воздал тебе злом за благо.

Отказывайся от всякого удовольствия, которое не полезно.

Откровенная речь – свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.

Подобно тому как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни.

Привычки отцов, и дурные, и хорошие, превращаются в пороки детей.

Признак ума – предотвратить обиду, не отвечать же на нанесенную обиду – признак бесчувственности.

Причина ошибки – незнание лучшего.

Приятен старик, который приветлив и серьезен.

Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни.

Самое лучшее для человека – проводить жизнь в наивозможно более радостном расположении духа.

Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.

Сила и красота суть блага юности, преимущество же старости – расцвет рассудительности.

Слава и богатство без разума – непрочное имущество.

Следует стремиться не ко всякой радости, а к той, которая связана с прекрасным.

Слово – тень дела.

Смелость – начало дела, но случай – хозяин конца.

Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение (от выполнения своих обязанностей).

Старик молодым уже побыл, а юный не знает, дойдет ли до старости.

Страх порождает лесть, доброжелательства же он не имеет.

Стяжатели работают как пчелы, как будто им предстоит жить всегда.

Счастлив не тот, кто богат, а тот, кто не нуждается в богатстве.

Счастлив тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет.

Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа; несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья.

Счастье и несчастье – в душе.

Счастье обитает не в стадах и не в золоте. Душа – местожительство этого демона.

Счастье – это хорошее расположение духа, благосостояние, гармония, симметрия и невозмутимость.

Телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум.

Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.

Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.

У всех тех, которые предаются удовольствиям желудка и переходят надлежащую меру в еде, вине или в наслаждениях любви, удовольствия бывают кратковременные и быстротечные, продолжающиеся, лишь пока едят и пьют; страдания же, получающиеся в результате этой невоздержанности, бывают многочисленны и продолжительны.

У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена.

Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе.

Украшение женщин – молчаливость; похвальна также и простота наряда.

Умение уберечься от угрожающей несправедливости есть признак ума, нежелание же отплатить за причиненную обиду есть признак бесчувственности.

Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.

Хвалить за хорошие дела – прекрасно, но прославлять за дурные дела есть дело человека лукавого и обманщика.

Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но из того, чего они желают.



Вместе с "Афоризмы и цитаты Демокрита" можно почитать: