Афоризмы и цитаты Герберта Спенсера

Герберт Спенсер, (1820–1903), британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма

Обычная форма эгоизма, справедливо осуждаемая, — бесконечное развитие человеком темы разговора.

Просвещение имеет своей целью воспитание характера.

Главное предназначение знания – при всех обстоятельствах направлять поступки таким образом, чтобы сделать жизнь полной. Любое другое предназначение знания играет второстепенную роль.

Правильное поведение страдает от недостатка воли больше, чем от недостатка знаний.

Целью образования является формирование характера. Обуздать склонность к проявлению несдержанности, пробудить дремлющие чувства, усилить способность восприятия, воспитать вкусы, поощрить одни эмоции и подавить другие, чтобы в конечном счете развить из ребенка мужчину с соразмерными и гармоничными чертами характера, – это в равной мере цель и родителя, и учителя.

Воровать с умом считалось среди спартанцев достойным похвалы; таким же это занятие считается и среди христиан – если только оно совершается в достаточно крупном масштабе.

Существует принцип, являющийся преградой для любой информации, не поддающийся никаким доводам и с непреодолимой силой удерживающий человека в вечном невежестве, – это презрение к тому, чего не знаешь.

Архитектура, скульптура, живопись, музыка и поэзия справедливо могут быть названы цветом цивилизованной жизни.

Безусловная нравственность есть регулирование поведения, при котором не возникает никакого страдания.

В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования.

Если для того, чтобы люди низших качеств могли пользоваться благами, которых они не создавали, отнимаются у людей высших качеств блага, ими самими созданные, и положение тех и других сравняется, исчезнет и всякое побуждение к приобретению высших качеств.

Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем больше он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление.

Жестокость порождает жестокость, а кротость порождает кротость.

Знание законов жизни несравненно важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности.

И признательность, и человечность имеют свой основной корень в симпатии.

Каждый должен жить, не обременяя собою других и не принося им вреда.

Настанет время, когда будут удивляться тому, что могли когда-либо существовать люди, способные, не работая, наслаждаться за счет тех, которые работали, не наслаждаясь.

Наука — это организованное знание.

Наша жизнь сокращается невежеством.

Несправедливость одинаково гнусна, совершает ли ее одно лицо или множество лиц.

Никакой век не в состоянии написать своей собственной истории.

Никто не может быть вполне нравственным, пока не все еще нравственны. Никто не может быть вполне счастливым, пока не все еще счастливы.

Никто не может быть совершенно свободен, пока все не свободны.

Общепринятое мнение, будто наука и поэзия — две противоположности, большое заблуждение. Люди, посвятившие себя ученым изысканиям, постоянно нам доказывают, что они не только так же, как и другие люди, но даже гораздо живее их воспринимают поэзию изучаемых ими предметов.

Оппозиция моя против социализма является следствием уверенности в том, что социализм остановил бы прогресс к такому высшему социальному состоянию и вернул бы нас к состоянию низшему. Только медленное изменение человеческой природы путем социальной жизни может произвести устойчивые перемены к лучшему.

Патриотизм в национальном смысле есть то же, что эгоизм в смысле индивидуальном; оба, в сущности, вытекают из одного источника и приносят однородные бедствия. Уважение к своему обществу есть отблеск уважения к самому себе.

По мере возможности стремитесь, ослабляя родительскую власть, заменять ее в понятиях ребенка тем самоуправлением, которое происходит от предвидения последствий, вытекающих из того или другого образа действий.

Поклонение героям наиболее развито там, где наименее развито уважение к человеческой свободе.

Покуда мы окончим свои сложные приготовления для завоевания счастья, — смотрим, оно уже улетело.

Понятие счастья бесконечно разнообразно. Во все века, у всех народов, у всех классов иначе понимали счастье… Если сравнить воздушные замки крестьянина и философа, то архитектура окажется различной.

Правильно поступать не удается нам обыкновенно вследствие лишь отсутствия воли, а не отсутствия знания.

Прогресс — не случайность, а необходимость.

Прочные результаты получаются лишь тогда, когда они подготовляются исподволь.

Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности.

Сила ума не может исходить из дурно питаемого мозга.

Способность к самообладанию — главное отличие между человеком и зверем.

Суд присяжных состоит из двенадцати человек, обладающих средней необразованностью.

Суждение, что красота есть нечто поверхностное, — есть поверхностное суждение.

Счастье составляет наивысшую цель наших стремлений.

Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всем своем могуществе.

Цель воспитания — это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими.

Человечество развивалось единственно лишь путем самообразования, и для того, чтобы достичь лучших результатов, каждый ум должен развиваться отчасти тем же путем:



Вместе с "Афоризмы и цитаты Герберта Спенсера" можно почитать: