Биография и цитаты Поля Рикера
Рикер Поль, французский философ, герменевтик.
Своими учителями считает Э. Гуссерля, Г. Марселя и К. Ясперса. Автор работ: «Габриэль Марсель и Карл Ясперс. Философия таинства и философия парадокса» (1948), «Философия воли» (1950—1960), «История и истина» (1955),«Живая метафора» (1975),«Критика и убежденность» (1995) и других.
Поль Рикер закончил Сорбонну, преподавал философию в лицее. После второй мировой войны на протяжении 12 лет преподавал в университете Страсбурга, затем в Сорбонне, Чикагском университете. Сейчас Поль Рикер читает свои лекции в различных университетах США, Франции, Швейцарии. Автор оригинального варианта герменевтики, сочетающего в себе элементы феноменологии, аналитической философии языка и рефлексивной Бессознательное не мыслит. Возникновение говорения и есть таинство языка.
Всякая традиция живет благодаря интерпретации.
Вся деятельность аналитика состоит в том, чтобы использовать при переносе чувство любви, не давая ему удовлетворения.
Выдающийся государственный деятель — это человек, способный осознать открытость системы, понять смысл того, что можно назвать обстоятельствами и благоприятным моментом.
В одно и то же время слово называет, а фраза говорит.
Для нас, говорящих, язык является не объектом, а посредником; язык — это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи.
Единство человеческой речи является сегодня проблемой.
Если воскресение — это воскресение из мертвых то любая надежда и любая свобода существуют вопреки смерти.
Если жизнь изначально не является значащей, то понимание вообще невозможно.
Жажда возможного, начало пути и исход, отвержение реальной смерти, ответ избыточностью
смысла на море разливанное того, что не имеет смысла, — таковы знаки творчества.
Жажда истины, толкающая на поиски виновного, – порочная жажда.
Зло, свобода, долг вместе образуют тесное переплетение.
Зрителю кажется, что он слышит реальных людей.
Жить в воображении означает выступать в ложном облике, позволяющем скрываться.
Зло как таковое — это ложь, которую несут в себе скороспелые синтезы, насильственная тотализация.
Идея конечности сама по себе остается банальной, даже тривиальной.
Иногда ответ на наши молитвы приходит позднее.
Миф — это не что иное, нежели объяснение мира, истории и предназначения.
Метафора рождается из конфликта, из той напряженности, которая возникает в результате соединения слов во фразе.
Мир вымысла — это лаборатория форм, где мы пробуем возможные конфигурации действия, чтобы испытать их основательность и осуществимость.
Молчание открывает перед слушающим целый мир.
Мыслить — значит идти вглубь.
Неистощимая болтовня маскирует то, что мы надеялись понять, и ведет к обманчивой ясности, то есть к банальному непониманию.
Нет символики до говорящего человека, хотя сам символ имеет еще более глубокие корни; именно в языке космос, желание, воображение получают возможность быть выраженными; непременно нужно слово, чтобы воспроизвести мир и сделать его священным.
Не Ницше изобрел нигилизм; нигилизм — это исторический процесс, и Ницше является лишь его свидетелем.
Один и тот же текст имеет несколько смыслов, эти смыслы наслаиваются друг на друга.
Полное равенство нереально.
Предельная открытость языка и есть его победа
Произведение искусства опережает самого художника.
Религия имеет значение, о котором верующий и не подозревает.
Психоанализ — это подспудная революция, она изменит нравы, лишь изменив качество видения человека и содержание его слов, касающихся его самого.
Рефлексия — это слепая интуиция.
Рождение принадлежит природе.
Связь между обвинением и утешением является, может быть, самой поразительной чертой религии.
Символ заставляет задуматься, он зовет к интерпретации.
Слова имеют больше, чем один смысл, больше, чем один не имеющий предела смысл.
Слова — это знаки в речи.
Слово — это нечто значительно большее и одновременно меньшее, чем фраза.
Смерть страдающего праведника ведет к возникновению определенного значения смерти Бога.
Сновидение ведет назад, в прошлое, в детство.
Сознание стоит в конце пути, бессознательное — в его начале.
Сознание столь же темно, что и бессознательное.
Сознание является не источником, а задачей.
Сознание — это порядок конечный; бессознательное — порядок изначальный.
Становиться взрослым трудно.
Только на уровне фразы язык что-то говорит; вне фразы он не говорит ни о чем.
Тот, кто берет на себя последствия, объявляет себя свободным.
То, во что я верю, это то, с помощью чего я верю, то, что дает мне веру.
То, что «распоряжается» человеком, приходит к нему, а не исходит из него.
Трезвое познание необходимого характера конфликтов является если и не высшим признаком мудрости, то с него, по крайней мере, мудрость начинается.
Философ — не проповедник.
Философ, будучи ответственным мыслителем, держится на расстоянии и от атеизма и от веры.
Хранить молчание значит одновременно и слушать, позволять вещам самим высказываться о себе.
Целостность бытия проявляется в забвении моих желаний и моих целей.
Человек сам выводит себя на сцену, он сам себя полагает в качестве сцены.
Я стремлюсь познать самого себя, овладевая смыслом слов всех людей.
Язык политики риторичен, и мы постоянно подвергаемся риску впасть в софистику.
Иногда чтение сопровождается борьбой.
Интерпретируя мир, психоанализ изменяет его.
Интрига — посредник между событием и историей.
Когда я говорю, я реализую только одну часть потенциального означенного; все остальное пребывает в тени тотального значения фразы, которая действует как единство речи.
Культура как организованная борьба с природой наделяет человека могуществом, каким некогда были наделены боги; но богоподобие делает человека неудовлетворенным, неудовлетворенным в цивилизации.
Любовь к творчеству есть форма утешения. Любой знак может быть выражен с помощью другого знака, внутри которого он раскрывается с большей полнотой.
Любые границы являются историческими.
философии.
Атеизм означает отмену морального Бога не только в качестве глубинного истока наказания, но и в качестве глубинного истока покровительства и провидения.