Афоризмы и цитаты Свами Вивекананда

Свами Вивекананда (псевдоним; настоящее имя Нарендранатх Датт) (1863–1902) – индийский мыслитель гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель.

Великие события способны и самого низкого из людей поднять до своего уровня, но по-настоящему велик лишь тот, чьё величие проявляется постоянно, кто всегда остаётся собой.

Человеческая жизнь – это гигантское утверждение свободы, послушание же законам, если на нём настаивают слишком рьяно, превращает нас в простые объекты в обществе, политике или религии.

Наслаждение не есть высшая цель человека… Через некоторое время человек обнаруживает, что как удовольствие, так и страдание суть великие учителя и что он учится благодаря как добру, так и злу.

Человек, в отличие от других существ, никогда не может удовлетвориться тем или иным положением в мире, он постоянно стремится изменить его, выйти за его рамки. И именно эта его постоянная неудовлетворённость делает его высшим существом во Вселенной.

Свобода – это вечная цель человека. Человек остаётся человеком, лишь пока он отстаивает эту свободу, борясь со всякого рода препятствиями – внешними и внутренними.

Царство необходимости – объект науки, царство свободы – объект религии.

Именно ритуализм в религии повинен в фанатическом противопоставлении специфических черт собственной религии чертам всех остальных, “потере перспективы”, в силу которой различия заслоняют единство.

Человек, который загнан в религию страхом, не имеет никакой религии.

Когда вы думаете о себе или о другом человеке как о грешнике, вы грешите.

Три основных “иогических пути” к свободе ( действия, знания, любви ) соответствуют особенностям основных психологических типов людей, характеризующихся преобладанием познания, эмоции или волевых импульсов в общей динамике их психической жизни.

Прежде чем он достигнет высшего идеала, человек должен сопротивляться злу. Пусть он трудится, пусть он сражается, пусть он бьёт противника с плеча. Только когда он разовьёт в себе силу необходимую, чтобы сопротивляться злу, ненасилие станет для него добродетелью.

Ирония истории заключается в том, что хотя в индуизме отстаивается устами Кришны необходимость насилия, а в христианском Евангелии устами Христа – необходимость ненасилия – на практике воплотилось обратное.

Вещи не улучшаются, но мы делаемся лучше, изменяя их.

Как воды множества рек, каждая из которых имеет свой исток, смешиваются в океане, так и пути, кажущиеся прямыми или извилистыми, избираемые людьми в силу их склонности, все ведут к Богу.

Самое великое общественное устройство то, в котором великие истины становятся практичными.

Церкви, учения, обряды, Священные Писания, Веды, догматы – всё это лишь ограда для защиты молодого растения, которую со временем необходимо снести, чтобы дать растению возможность расти и превратиться в дерево.

Великие святые и праведники делают всю свою жизнь как бы наглядным обучением Принципу. Но ученики, увлекаясь личностью, видят принцип в святом и в праведнике и забывают о принципе.

Абсолюту поклоняться невозможно и мы должны поклоняться какому-нибудь проявлению Его, лучше всего такому, которое соответствует нашей природе.

Из Священного Писания было сохранено лишь то, что отвечает цели, преследуемой церковью. Именно поэтому не следует доверяться книгам, и почитание книг является наизлейшим из всех идолопоклонств.

Религия, лишённая философии, близка к суеверию, а философия, при отсутствии религии, становится сухим неприкрашенным атеизмом.

Религия начинается там, где кончается философия.

Одна иллюзия разрушает другую. Даже разум, будучи основан на противоречиях и противоположениях, Является лишь круговоротом и рано или поздно должен убить самого себя.

В каждой религии есть три компонента: философия, мифология, ритуал. Философия составляет суть любой религии; мифология поясняет и иллюстрирует её примерами, преданиями и притчами. Ритуал же придаёт философии ещё более конкретную форму, делая её доступной понимания каждого.

Смысл труда в том, чтобы использовать энергию, заключённую в уме, для пробуждения души.

Нам не хватает терпения взглянуть достаточно далеко в своё будущее, и поэтому мы становимся безнравственными и злыми.

Кто не верит в себя, тот не верит и в Бога, и человек, начав ненавидеть себя, распахивает врата к своей гибели. Это справедливо и в отношении народов.

Кто не верит в себя, тот не верит и в Бога, и человек, начав ненавидеть себя, распахивает врата к своей гибели. Это справедливо и в отношении народов.

Окунитесь в мир мирской заботы, страдайте и наслаждайтесь, утолите ваши желания, а после того, как страсть ваша будет утолена, придёт время, и вы поймёте ничтожность того, что вы желали. Но пока не будет утолено ваше желание, вам не достичь состояния покоя, уравновешенности, самоотречения.

Ритуал необходим религии, поскольку большинство не способно усвоить духовные абстракции, пока не достигнет высокой степени зрелости духа.

Благодаря ритуалу, умы верующих, собравшихся на богослужение в храм, наполняются мыслями, символами которых являются храмы, обряды и иные конкретные воплощения, связанные с религией.

Абсолютное отсутствие различий, равенство означает смерть; однако стремление к равенству есть великая побудительная сила и так же необходима для процесса сотворения, как и неравенство.

Всякая душа потенциально божественна. Цель в том, чтобы сделать явной внутреннюю божественность. Добейтесь этого трудом, молитвой, психическим контролем или философией – одним из них, несколькими или всеми вместе. Вот и вся религия. Доктрины, догмы, ритуалы, книги, храмы и т.п. – всё это вторично.

Во имя Бога пролилось столько крови потому, что люди не обращаются к собственному религиозному чувству, а удовлетворяются соблюдением обычаев праотцов и желают, чтобы и другие поступали, как они.

В наше время религиозные предрассудки заменяют предрассудками научными. Но через религиозные предрассудки пробивалась жизнетворная духовность, а через научные – похоть и жадность. Те предрассудки были поклонением Богу, эти – поклонение мамоне, тщеславию, власти.

Мы воспринимаем вселенную с человеческой точки зрения, поэтому наш Бог есть человеческое истолкование мира.

Ошибочно считать, что религию можно познать при помощи умозаключений. Религия основывается не на словесах, а на фактах. Нужно заглянуть в собственную душу и посмотреть, что в ней содержится, понять содержание и осознать понятое. Это и есть религия.

Большинство из тех, кто выступает против религии, ни разу не проанализировали свой внутренний мир, не приложили усилий к его постижению. Поэтому их аргументация против религии стоит не более, чем заявление слепца, выкрикивающего, что только дураки верят, будто существует солнце.

То, что существуют миллионы людей, считающих себя христианами, значит лишь то, что придёт час, и человечество постарается осознать истину Нагорной проповеди и через неё приблизиться к Богу.

Если некая религия будет разрушена научным исследованием, значит она всегда была никчемным, недостойным суеверием, и чем скорее она исчезнет, тем лучше.

В результате научного исследования религии весь шлак будет отброшен, и религия обретёт ещё большую силу, чем науки, потому что физика или химия не обладают тем внутренним свидетельством истинности, которая есть у религии.

В этом злосчастном мире человек может себе позволить утешаться как найдёт нужным.