Афоризмы и изречения Конфуция

Конфуций, (примерно 551–479 гг. до н. э.), китайский философ, основатель конфуцианства

Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.

Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.

Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.

Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление; второй, самый легкий, – подражание; третий, самый горький, – опыт.

Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.

Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Жаловаться на неприятную вещь – это удваивать зло; смеяться над ней – это уничтожать его.

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем нибудь, тот, видя, не увидит, слыша, не услышит, вкушая, не различит вкуса.

Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать.

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

Не усвоив приличий, не утвердишься.

Правильно назвать – значит правильно понять.

Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы поступали с нами, – выше этого нет ничего.

Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром.

Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.

Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный – в других.

Знать, что нужно сделать, и не делать этого – худшая трусость.

Благородный муж с достоинством ожидает велений неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.

Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.

Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.

Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела.

Учитесь так, как будто вы не в состоянии достичь знаний, словно вы боитесь их потерять.

Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.

Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.

Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.

Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, – огорчаюсь, если я не понимаю людей.

Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление; второй, самый легкий, – подражание; третий, самый горький, – опыт.

Благородный муж стремится говорить косноязычно, а действовать искусно.

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.

Если будешь чрезмерно усерден в службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.

В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе – они станут развязными, если удалишь от себя – возненавидят.

Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.

Посещать и слушать злых людей – это уже начало злого дела.

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все измеряет справедливостью.

Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться каждый раз, когда падаешь.

Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.

Знаки и символы правят миром, а не слово и закон.

Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем.

Благородный муж всегда думает о добродетели; простолюдин думает об удобстве.

Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.

Вести необученных людей на войну – значит погубить их.

Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь вы сами?

Секрет доброго правителя: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.

Сознавать долг и не исполнять его – это трусость.

Добродетель мудрецов напоминает собою путешествие в дальнюю страну и восхождение на высоту: идущие в дальнюю страну начинают ходьбу с первого шага, восходящие на высоту начинают с подошвы горы.

Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.

Высокая душа при малейшем случае стремится к добродетели; душа низкая не иначе как ползком идет к своей цели.

Любовь или ненависть народов не должна быть законом твоей любви или ненависти: исследуй, справедливы ли они.

Каждый из нас, от императора до простолюдина, прежде всего должен заботиться о нравственном самосовершенствовании, так как это есть источник всеобщего блага. Ибо если начало несовершенно, то как же может быть конец совершенен?

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

Молчание – верный друг, который никогда не изменит.

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

Достойный человек не идет по следам других людей.

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность – вот ноша, которую несет он: разве не тяжела она? Только смерть завершает его путь: разве не долог он?

Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы его досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. Говорить с человеком, который разговора не достоин, – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними – те, которые избежали соблазнов плоти, за ними – те, которые смогли избежать злословия.

По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам далеки друг от друга.

Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.

Человек, лишенный человечности, не будет находиться долго в стесненных обстоятельствах, он также не будет долго пребывать в праздности.

Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.

Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?



Вместе с "Афоризмы и изречения Конфуция" можно почитать: