Аника-воин

В одном из произведений русской народной поэзии «духовном стихе» об Анике-воине, рассказывается о воине который гордился своей силой и хитростью, но, встретив «чудо чудное, диво дивное» — Смерть, испугался и был побежден ею.

Источник этого стиха — пришедшая к нам с Запада не ранее XVI в. повесть «Прение живота со смертью». Имя воина «Аника» взято из византийской повести о герое Дигенисе, прозванном anikitos — непобедимый; этот эпитет бьп понят как собственное имя.

Об Анике-воине сохранилось много народных сказаний и песен. Сражение его со Смертью изображалось на лубочных картинках, текст которых представлял сокращенную редакцию «Повести» (Д. Ровинский, Русские народные картинки, т. IV. СПБ., 1881, с. 553—558).

Сказание об Анике-воине послужило сюжетом для интермедии, которая в 60-х гг. XIX в. разыгрывалась фабричными рабочими Владимирской губ. («Русский архив», 1864, с. 75—79).

Имя «Аника-воин» получило популярность и стало синонимом задиры, хвастающегося силой, но терпящего поражение.

Эх вы, Аники-воины!
Со стариками, с бабами
Вам только воевать!
(Н. А. Некрасов, Кону на Руси жить хорошо, 2, 3.)

Дедушка видел мои синяки, но никогда не ругался, только крякал и мычал: — Опять с медалями? Ты у меня, Аника-воин, не смей на улицу бегать, слышишь? (М. Горький, Детство).