Башня из слоновой кости

Выражение это принадлежит французскому поэту и критику Сент-Беву (1804—1869) и находится в его стихотворном послании «А. М. Villemain», вошедшем в сборник «Pensees d’aoflt» (1837).

В предисловии к переизданию этого сборника в 1844 г. Сент-Бев назвал это стихотворение «полукритическим посланием» (epitre a demi-critique).

Говоря в нем о той эпохе французской поэзии, когда одновременно стали выдвигаться Ламартин, Гюго и А. де Виньи, Сент-Бев дает характеристики творчества каждого из них. Сравнив Виктора Гюго с феодалом, сражающимся в рыцарских доспехах, он пишет:
…et Vigny plus secret
Comme en sa tour d’ivoire, avant midi rentrait
(а более таинственный Виньи до наступления полудня возвращался в свою башню из слоновой кости).

Образ Сент-Бева восходит к католической молитве, в которой такое наименование («Tour d’ivoire») дано «деве Марии». Выражение это получило с конца 30-х гг. XIX в. широкое хождение среди французских поэтов-романтиков как символ мира мечты, в который они уходили в своем творчестве от тяготившей их прозы действительности.

Выражение «башня из слоновой кости» удержалось в нашей литературной речи для характеристики индивидуалистического творчества, оторванного от жизни, чуждого интересам народа.



Вместе с "Башня из слоновой кости" можно почитать: