Белая Арапия

В русском и южно-славянском фольклоре нередко встречается термин «черный арап», обозначающий негров.

Старинные русские книжники отличали от «черных арапов» белокожих представителей Аравии. Путешественник начала XVI в. Ф. А. Котов говорит, что живущие в Арабской земле «арапы не черны»
(В. И. Чернышев, Темные слова в русском языке, Сб. «Академия наук СССР, XLV, академику Н. Я. Марру», М.-Л. 1935, с. 396—397).

В 1833 г., когда Россия оказала военную помощь турецкому султану в его конфликте с египетским пашой, матросы Черноморского флота, двинутого в Константинополь, называли этот поход походом под «белого арапа», подразумевая арабов
(«Исторический вестник», 1906, V, с. 695).

Фантастические рассказы о «белых арапах» и стране, где они живут — «Белой Арапии», долгое время ходили в народе. В романе Тургенева «Новь» (ч. I, гл. 19) старая няня рассказывает «про всякие новости: про Наполеона, двенадцатый год, про антихриста и белых арапов».

Раешник, показывавший на сельской ярмарке картины в «райке» (примитивной панораме), делал такое пояснение: «А эфто, господа, город Китай, в Беларапской земле на поднебесной выси стоит»
(А. Левитов, Соч., т. I, 1884, с. 16).

Таким образом, «Белая Арапия» стала синонимом легендарной, неведомой страны фантастических рассказов.

— Белый арап на нас подымается,— двести миллионов войска ведет. Откуда же он, белый арап?— Из Белой Арапии.
(А. Н. Островский, Праздничный сон — до обеда, 2, 3).

— Я живу в той стране… где своя политика, и тоже получаются депеши, но только все больше из Белой Арапии и стран, к ней принадлежащих.
(А. Н. Островский, Тяжелые дни, 1, 1).



Вместе с "Белая Арапия" можно почитать: