Без догмата
Название романа (1891) польского писателя Генрика Сенкевича (1846—1916).
Автор пишет о типе ницшеанского «сверхчеловека», который живет по своим законам, вне общепризнанных моральных принципов («без догмата»), руководствуясь лишь своими желаниями и интересами. В 90-х гг. XIX в. это выражение стало своего рода девизом некоторой части русской студенческой молодежи.
Иносказательно: без «устаревших» моральных принципов и норм, независимо от общественного мнения.
“Без догмата” был лозунг многих молодых студентов того времени (в эпоху реакции 80—90-х гг.]. Увлекались стихами Бодлера («Цветы зла»), появившимися около этого времени русскими символистами и декадентами
(С. И. Мицкевич, На грани двух эпох, М. 1937, с. 44).
Жюльен Сорель Стендаля — родоначальник всех «героев», которые начинали жить, веруя, что высокое интеллектуальное развитие совершенно обеспечивает им соответственно высокую и независимую социальную позицию, обеспечивает свободу мысли и воли. Общая всем им черта: у них огромное честолюбие, но они живут «без догмата», без того социального догмата, который гармонизирует разум и волю
(М. Горький, Предисловие к книге А. К. Виноградова «Три цвета времени», Собр. соч., т. 26, с. 219).