Биография и афоризмы Сюнь-цзы

Сюнь-цзы, (ок. 313 — 235 гг. до н.э)

Древнекитайский философ. Родился в царстве Джао.

Первый сановник и глава ученых в царстве Ци. Начальник уезда Ланьлин. Свои взгляды изложил в трактате; носящем его же имя. Основываясь научении Конфуция, философ дополнил его своим учением о «злой природе человека», которую укрощает и переделывает «просвещенный правитель».

Сюнь-цзы придавал большое значение неприкосновенности социальной иерархии и выполнению всеми подданными императора долга перед ним. Учение философа стало впоследствии фундаментом официальной идеологии императорского Китая. Главный труд: «Сюнь-цзы».

Бывают случаи, когда методы правления прекрасны, а в стране смута; но с древности и до наших дней не было слышно, чтобы смута существовала при совершенном правителе.

В учении нет более удобного способа, чем личные встречи с учителем.

Все вещи стремятся к себе подобным.

Действия Неба обладают постоянством. Ясно сознающий различие между небесным и человеческим может быть назван высшим человеком. Совершающееся помимо человеческих деяний и получающееся помимо человеческих устремлений называется деятельностью Неба. А если так, то высший человек, обладая глубоким рассудком, большими способностями и тончайшей наблюдательностью, не станет применять их здесь. Это называется не оспаривать деятельность Неба. Именно совершенно мудрый человек не стремится при помощи рассудка познать Небесное.

Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача; если же будешь действовать слишком мягко — сам окажешься в оковах.

Заниматься делом — это то, что ненавидят люди; заслуги и власть — это то, что они любят.

К словам, которые нельзя проверить, к действиям, которых не было раньше, к замыслам, о которых ранее ничего не было слышно, ко всему этому совершенный человек относится осторожно.

Каждый человек что-то считает правильным — это одинаково свойственно и мудрому, и глупому. Однако то, что они считают правильным, отлично одно от другого; в этом и состоит различие между мудрым и глупым.

Каким образом правителю легче всего добиться могущества, спокойствия в стране и славы и избежать слабости, опасностей и позора? Отвечаю: нет пути легче, чем выбрать себе достойного первого министра.

Когда заботятся только о личной выгоде и забывают о чувстве долга, это называется величайшей подлостью.

Когда задают неприличный вопрос, отвечать на него не следует.

Кто не отдастся целиком делу, не будет иметь блестящих успехов.

Люди иногда сами своими словами накликают на себя беду.

Люди любят и ненавидят одни и те же вещи, но желающих много, а вещей мало.

Музыка глубоко проникает в сознание человека, быстро изменяет его; поэтому ваны-предки предусмотрительно делали музыку красивой. Когда музыка гармонична и спокойна, в народе царит согласие и благопристойность.

Не преклоняйся перед прошлым, не скорби о будущем, не предавайся беспокойным мыслям! Когда наступит подходящий момент — действуй.

Не слышать о чем-то — хуже, чем слышать это; слышать о чем-то — хуже, чем видеть это в действии. Учение доходит до предела и завершается в действии.

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания!

Орхидея сама по себе ароматна, но если опустить ее в мочу, то совершенный человек не подойдет к ней, а простые люди не будут носить ее на поясе. Это объясняется не тем, что орхидея по своим качествам нехороша — отвратительна моча, в которую ее опустили. Поэтому совершенный человек предпочитает жить в хорошем месте, а дружбу заводить лишь среди людей образованных. Все это он делает для того, чтобы оградить себя от лжи и подлости и сблизиться с честными, прямыми людьми.

Предание гласит: «Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть».

С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.

Сердце никогда не бывает ненаполненным и, однако, обладает тем, что называется пустотой. Когда то, что уже наполнило сердце, не вредит тому, что им будет воспринято, это называется пустотой.

Смерть наступает один раз, человек не возвращается.

Совершенный человек осторожен в выборе своего места.

Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания. Тот же, кто бросает обучение, — тот зверь.

Я пробовал целый день размышлять, но не получил и того, что дало бы даже кратковременное учение.

Я пробовал глядеть вдаль, поднявшись на цыпочки, но не увидел того простора, который видно с высоты.

Когда стоишь на высоком месте и машешь кому-либо рукой, рука не становится от этого длиннее, однако ее видно издалека. Если крикнуть по направлению ветра, голос не станет от этого сильнее, однако слушающий услышит его очень отчетливо. Если ехать в повозке, запряженной лошадьми, то ноги не станут от этого быстрее, однако можно преодолеть расстояние в тысячу ли. Если плыть в лодке, от этого не станешь лучше плавать, однако можно переплывать большие и малые реки. При рождении совершенный человек не отличается от других. Он отличается от остальных тем, что умеет опираться на вещи.



Вместе с "Биография и афоризмы Сюнь-цзы" можно почитать: