Биография и цитаты Альфреда Уайтхеда

Уайтхед Альфред Норт, 1861—1947. Английский философ, логик, математик, разрабатывал проблемы символической логики, дал логический анализ оснований математики.

Автор работ: “Трактат об универсальной алгебре” (1898), “Наука и современный мир” (1925), “Символизм, его значение и действие” (1927), “Способы мышления” (1938) и др.

Уайтхед закончил Кембридж и до 1910 г. там же преподавал. Одним из его учеников в этот период был Бертран Рассел. В 1910 г. переехал в Лондон, став затем ректором Лондонского университета. С 1924 г. Уайтхед живет в США, где преподает в Гарвардском университете вплоть до выхода в отставку (последнюю свою лекцию он прочел в возрасте 80 лет).

Человеческое тело – это инструмент для проявления мастерства человеческой души.

Жизнь – это агрессия, направленная против скучного механизма Вселенной.

Есть некая характерная черта жизни, лежащая вне самого факта жизни; и когда мы включаем эту характерную черту в этот факт, все еще упускается характерная черта этой характерной черты.

Наши умственные способности ограничены, но даже в условиях этой ограниченности мы окружены возможностями, которые бесконечны, и цель человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь как можно больше из этой бесконечности.

В некотором смысле все присутствует всюду во все времена. Ибо каждое место содержит некий аспект самого себя в любом другом месте. Таким образом, каждая точка в пространстве времени отражает весь мир.

Собака прыгает вам на руки потому, что любит вас; если то же самое делает кошка, то лишь потому, что у вас на руках ей теплее.

Религия есть видение чего то, стоящего вне, позади и внутри мимолетного потока имеющих место здесь и сейчас вещей и событий; чего то реального и одновременно еще ожидающего своей реализации; чего то отдаленно возможного и одновременно являющегося величайшим из фактов настоящего; чего то такого, что придает смысл всему происходящему и одновременно ускользает от понимания; чего то такого, обладание чем является окончательным благом и что при этом совершенно недосягаемо; чего то такого, что является высочайшим идеалом и одновременно самым безнадежным предметом исканий.

Почитание Бога не есть некое правило безопасности, а является приключением духа, погоней за недостижимым. Именно подавление этой высокой надежды на приключение приводит к умиранию религии.

Вселенную следует представлять как процесс деятельного самовыражения ее собственного разнообразия противоположностей ее собственной свободы и ее собственной необходимости, ее собственной множественности и ее собственного единства, ее собственного несовершенства и ее собственного совершенства. Все эти противоположности есть элементы природы вещей, избавиться от них невозможно. Концепция Бога есть средство, позволяющее нам понять этот немыслимый факт, которого не может быть и который все же есть.

Религиозное видение и история его упорного распространения остается нашим единственным основанием для оптимизма. Без него человеческая жизнь является лишь вспышкой случайных удовольствий, освещающей массу боли и страданий, игрой скоротечного бытия.

Религия не возвратит себе былого могущества, пока не сможет смотреть в лицо изменениям в том же духе, в каком это делает наука. Принципы религии могут быть вечными, но выражение этих принципов требует постоянного развития…

Есть величие в жизнях тех, кто создавал религиозные системы, величие в действии, в идее и в самоподчинении, явленных в множестве примеров за столетия развития этих систем. Есть величие и в бунтарях, которые разрушали такие системы; они были штурмовавшими небеса титанами, вооруженными лишь страстной искренностью. Быть может, этот мятеж представляет собой лишь притязание юности осуществить свое право на должное проявление таланта, на это окончательное благо непосредственной радости. Философия не может игнорировать разнообразие этого мира – как танцы фей, так и пригвожденного к кресту Иисуса.

Человек способен достичь совершенства или стать животным – в зависимости от того, чего он хочет. Бог творит животных, а человека творит сам человек.

Высказывайся своими делами; время слов миновало, и убеждают только дела.

Ищи простоту и не доверяй ей.

Образование есть овладение искусством применять знания с пользой.

Никто не достиг успеха без помощи других. Мудрый и уверенный в себе человек признает эту помощь с благодарностью.

Периоды спокойствия редко изобилуют творческими успехами. Человечество нуждается в том, чтобы его расшевелили.

Искусство прогресса состоит в том, чтобы сохранять порядок среди изменений и сохранять изменения среди порядка.

Ошибка есть цена, которую мы платим за прогресс.

Не невежество, а невежество относительно невежества – вот в чем смерть знания.

Цивилизация может быть понята лишь тем, кто сам цивилизован.

Большинство из нас — не поэты, хотя мы и читаем их лирику с надлежащим почтением.

В любую эпоху у одних людей доминирует ментальность прошлого, у других — настоящего, у третьих — будущего, а у остальных — множество проблематичных будущих ситуаций, которые никогда не наступят.

Гармоничная эмоция означает комплекс взаимно усиливающихся эмоций.

Когда мы ненавидим, перед нами человек, которого мы ненавидим, а не набор чувственных данных.

Мир есть сообщество организмов.

Мы знаем, что по крайней мере мы — человеческие существа; но половина нашего вдохновения от наших героев теряется, когда мы забываем, что они были человеческими существами.

Мы можем видеть или не видеть — как нам нравится; мы можем слышать или не слышать.

Наиболее удачные примеры совместной жизни имеют место тогда, когда в высшей степени господствует чистый инстинкт.

Натренированный солдат реагирует на звук и игнорирует идею.

Отношение человека к символизму представляет собой неустойчивую смесь тяготения и отвращения.

Практические люди желают фактов, а не символов.

Прямой опыт непогрешим. Чему вы научились, тому и научились. Задача рассудка — понять и очистить символы, от которых зависит человечество.

Разум можно сравнить с силой гравитации, слабейшей из природных сил, но, в конце концов, создающей Солнце и звездные системы.

Символы не создают свой смысл.

Слово есть символ.

Те общества, которые не могут сочетать почтение к своим символам со свободой их изменений, должны в конце концов распасться или под воздействием анархии, или от медленного истощения жизни, задушенной бесплодными призраками.

Тот факт, что разум слишком часто терпит поражения, не служит законным основанием для истеричного заключения, что он никогда не достигает цели.

Трудно показать величие без утраты человека.

Человечество ищет символ, чтобы выразить себя.

Что привычно для одного народа, будет странным для другого. Новый элемент жизни множеством способов делает действие старых инстинктов неподобающим.

Эзопова собака, которая бросила кусок мяса, чтобы вцепиться в его отражение в воде, потеряла кусок мяса, но поднялась на ступень выше по пути к свободе воображения.

Язык сам по себе — символизм.