Биография Кристиана Диора

Кристиан Диор (фр. Christian Dior, 21 января 1905, Гранвиль, Нормандия — 24 октября 1957, Монтекатини-Терме, Тоскана) — французский модельер, основатель модного дома Christian Dior.

Будущий революционер в мире моды родился 21 января 1905 г. в нормандском городе Гранвиль. Он с детства увлекался живописью и мечтал стать художником. Однако родители – точнее, отец, разбогатевший на торговле удобрениями, – видели сына дипломатом. Поэтому в 1925 г. Кристиан поступил в парижскую Свободную школу политических наук.

После выпуска, заняв у отца денег, он открыл галерею, где выставлялись работы А. Дерена, А. Матисса и П. Пикассо. Отец согласился оказать финансовую поддержку. С условием: его фамилия не будет указана на дверях галереи. Однако в 1931 м начался экономический кризис, и Диор старший разорился. Поэтому Кристиан вынужден был закрыть галерею. В течение последующих нескольких лет он подрабатывал продажей модных эскизов. В 1935 м начал публиковать свои рисунки в журнале Figaro Illustré. А через три года стал ассистентом дизайнера в Доме парижского кутюрье Р. Пиге.

С началом Второй мировой войны молодой модельер пошел служить во французскую армию. В 1940 м, после капитуляции Франции, вернулся в Париж и устроился в модельный дом Л. Лелонга. Там он трудился шесть лет, но его работы были настолько хороши, что, в конце концов, бизнесмен и монополист в текстильной индустрии М. Буассак решил помочь Кристиану открыть собственный Дом моды в Париже.

Диор полагал, что женщинам после всех тягот и лишений военного времени нужно нечто новое, традиционно женственное, романтичное. И его первая коллекция, представленная 12 февраля 1947 г., полностью отобразила эту мысль. Пышные макси юбки до щиколотки, узкие плечи, рукава кимоно, корсеты, подчеркивавшие тонкую талию, высокие каблуки, лифы в форме бюстье на косточках, контрастные аксессуары призваны были напомнить девушкам о том, настолько они прекрасны. Кроме того, Диор придумал укороченный облегающий барный пиджак из атласа или шелковой ткани, с баской по линии талии. Дизайнер считал, что такой предмет гардероба просто необходим каждой даме, которая любит зайти в бар на коктейль. Носить пиджак он предложил с узкими брюками либо с юбкой карандаш. Длиной чуть ниже колена, она была создана для того, чтобы подчеркнуть соблазнительные изгибы женского тела, и по сей день считается эталоном элегантности и стиля.

Модели Диора получились более чувственными, нежели прямоугольные, консервативные формы стиля Второй мировой войны, создаваемые в условиях крайне ограниченного количества ткани. На юбки Кристиана порой уходило более сорока (!) метров материи; многие из них весили несколько килограммов. Это давало повод другим модельерам и предпринимателям обвинять Диора в расточительстве. Любительница минимализма Коко Шанель заявляла: «Диор не одевает женщин, а набивает». Во время фотосессии в Париже его модели даже подверглись нападению со стороны продавца магазина одежды. Однако, как только военный дефицит ушел в прошлое, протесты прекратились.

Главный редактор модного журнала Harper’s Bazaar Кармэль Сноу назвала коллекцию «Новый Облик» – New Look. Будучи мастером форм и силуэтов, Диор говорил: «Я создал цветочных женщин», – и женщинам это пришлось по душе. Даже суперименитые клиентки – актрисы Рита Хэйворт, Ава Гарднер, Марлен Дитрих, балерина Марго Фонтейн, а также принцесса Маргарет и герцогиня Виндзорская – стали заказывать одежду у Диора. Более того – британская королевская семья пригласила его устроить частный показ в Лондоне.

«Новый Облик» произвел революцию в женской моде, Париж восстановил свой статус модной столицы, а Кристиан продолжил задавать тренды. Каждый сезон он представлял новые силуэты: зигзаг, тюльпан, H cилуэт («стручковая фасоль»), Y силуэт. Например, «Линия H», иронически названная «обликом мешка» – Sack Look, появилась в 1954 м. Это были платья туники из фактурных тканей, со свободным поясом, отмечающим заниженную талию. В противовес Н вслед за ней вышла «Линия Y», состоящая из платьев треугольной формы, которую обеспечивали массивные подплечники и зауженная юбка.

В августе 1957 г. Диор впервые продемонстрировал на своем показе золотой бюстгальтер – напоминавший корсет на поясе и сшитый вручную, из белого кружева, щедро украшенного золотыми нитями. К поясу бюстгальтер крепился с помощью эластичной ленты – еще одного изобретения Кристиана.

Осознав, что будущее – за международным рынком и разнообразной продукцией, Диор первым внедрил в индустрию моды лицензионные соглашения. Когда американская компания предложила купить права на производство чулок, галстуков и прочих аксессуаров Dior, французский кутюрье договорился о выплате процента от продаж, введя, таким образом, систему лицензионного платежа за модную продукцию. Кроме того, были открыты дочерняя компания меховых изделий и магазины готовой одежды, а также выпущен первый парфюм от Диора – Miss Dior. Шипровый аромат, созданный двумя знаменитыми парфюмерами, – Ж. Карлем и П. Ваше – навсегда вошел в историю. До сих пор он является одним из самых продаваемых в мире.

Примечательно, что Диор первым соединил haute couture («высокую моду») и сценографию, создавая костюмы для спектаклей в Театре де Матюрин, для постановок Р. Пети, кинофильмов К. Отан Лара, А. Хичкока и др. Он стал первым дизайнером, который появился на обложке журнала Time. В его ателье набирались опыта будущие кутюрье Ив Сен Лоран и Пьер Карден.

24 октября 1957 года на курорте в городе Монтекатини дизайнер скончался от сердечного приступа. На тот момент ежегодный доход его Модного Дома составлял более $20 млн. В 1990 м империю Диора возглавил британец Джон Гальяно.

«Женщины очаровательнее всего бывают в возрасте от 35 до 40 лет, – говорил гениальный модельер, – как только они выиграли несколько забегов и знают, как задать себе темп. Поскольку немногим женщинам переваливает за сорок, максимальное очарование может длиться вечно».