Краткая биография Менандра

Менандр (ок. 343-291 гг. до н.э.)

Менандр

Афинский драматург, единодушно признаваемый выдающимся автором новой греческой комедии.

Менандр был счастлив во всем: он был знатен, богат, пользовался уважением философов и царей. Его смерть во время морского купания в Пирее завершила жизненный путь, отмеченный постоянным поиском совершенства.

Пока Менандр был жив, некоторые его соперники (в частности, Филемон) пользовались большей популярностью, однако посмертная слава Менандра затмила всех. Аристофан Византийский полагал, что Менандр уступает лишь Гомеру. Считалось, что Менандр смягчает души зрителей, «преподносит людям урок исполненного радости бытия».

Новая комедия и пьесы Менандра отличаются от древней комедии тем, что в них отсутствует партия хора и они обходятся без песен и танцев как части действия (то и другое применяется лишь как интермедии). Нет здесь и каламбуров с непристойностями, которыми щедро пользовалась древняя комедия.

Для Менандра характерно стремление показать заурядных людей в обычных обстоятельствах. Он черпал свои сюжеты из повседневной жизни Афин, изображая как серьезные, так и забавные стороны человеческого существования. Главная тема его пьес —романтическая влюбленность, которую он преподносил в различных вариациях.

Менандр написал свыше 100 пьес, но первое место в состязании драматургов занимал лишь 8 раз. В сочинениях античных авторов до нас дошло около 100 названий его комедий (некоторые, возможно, дублируют друг друга) и многочисленные фрагменты (более 900 размером от единственного слова до 16 строк).

Переработанные римскими драматургами Плавтом и Теренцием, пьесы Менандра оказали влияние на всю новоевропейскую литературу.

Новая эпоха в литературной судьбе Менандра началась с конца XIX в., когда многочисленные находки папирусов, сделанные в Египте, постепенно вызволили из забвения уже не фрагменты, но значительные отрывки более 10 комедий. Сохранившегося текста четырех из них («Самиянка», «Остриженная», «Третейский суд» и «Щит») вполне достаточно для того, чтобы составить представление об их сюжете и литературных достоинствах, а продолжилась эпопея открытий публикацией в 1959 г. пятой, сохранившейся полностью комедии «Нелюдим» (другое название — «Брюзга»).