Биография Михаила Фокина

Биография Михаила Фокина

Михаил Фокин, 1880 – 1942, российский режиссер

Имя «революционера» Михаила Фокина, поставившего более 70 спектаклей в лучших театрах мира, известно каждому ценителю балетного искусства. Он родился 26 апреля 1880 г. в Петербурге, в семье немки Екатерины Кинд и ресторатора Михаила Фокина. Страстную любовь к танцу Мише привила мама – любительница театра, а скептическое отношение к профессии танцовщика – отец, желавший, чтобы сын тоже занимался ресторанным бизнесом. Однако Миша от природы был гибким и стройным, и, когда ему исполнилось девять, мама втайне отвела его в Императорское балетное училище. В свободное от занятий время мальчик рисовал, копируя картины из Эрмитажа. А еще обучался игре на пианино, скрипке и балалайке – даже выступал с оркестром народных инструментов В. Андреева.

Уже через год занятий Михаил впервые вышел на сцену Мариинского театра, станцевав в балете «Спящая красавица». Два года спустя участвовал в «Щелкунчике», и после выпуска его приняли в труппу Мариинки. Дебют в спектакле «Пахита» в 1898 м позволил молодому танцору, минуя кордебалет, сразу стать солистом. А шесть лет спустя он получил место преподавателя в родном училище.

Неудовлетворенный закостенелостью и формализмом классического балета, Фокин написал письмо в Дирекцию Императорских театров: «Вместо традиционного дуализма балет должен гармонично объединить три важнейших элемента: музыку, декорации и пластическое искусство… Танец должен поддаваться осмыслению. Движения тела не должны опускаться до банальной пластики… Танец обязан отражать душу». Он мечтал создавать постановки, далекие от традиционной на то время монументальной дворцовой эстетики балетов симфоний – с четкой структурой и тягой к виртуозности. И руководство дало ему зеленый свет.

В 1905 г. Фокин представил свой первый балет – «Ацис и Галатея», в котором все же преобладали классические элементы. Но через год появился смелый и новаторский «Сон в летнюю ночь» по пьесе У. Шекспира, принятый публикой на бис.

А затем балерина Анна Павлова, одноклассница и партнерша Фокина, попросила его поставить для нее номер на композицию «Лебедь» К. Сен Санса из сюиты «Карнавал животных». Молодой хореограф сочинил танец буквально за две минуты: он импровизировал перед балериной, а она повторяла движения. Миниатюра впервые была представлена 22 декабря 1907 г. на благотворительном концерте Мариинского театра и удивила зрителей отсутствием сценографии. Фокин обошелся без декораций, кордебалета, оркестра и привычного вступления. Павлова просто стояла в дальнем углу сцены под резким освещением, опустив голову и уронив руки, а с первыми звуками арфы поднималась на пальцы и начинала медленно «плыть». «Если можно балерине на сцене подражать движением благороднейшей из птиц, то это достигнуто: перед вами лебедь», – писали в рецензиях.

«Я глубоко ценю Фокина и уверена, что из всех реформаторов танца он самый талантливый», – говорила о друге Павлова. С каждым выходом на сцену она танцевала миниатюру по новому, меняя не саму хореографию, а характер повествования и все глубже погружаясь в музыку. Изначально ее лебедь не умирал – просто нес в себе печаль и покой; ведь в самой мелодии Сен Санса нет трагических нот. Но постепенно образ становился все драматичнее – Павлова танцевала не птицу, а человеческую душу. И в итоге к ее Лебедю приклеился эпитет «умирающий». «Боюсь, мне уже не сочинить ничего, достойного стать наравне с вашим “Лебедем”», – сказал балерине потрясенный Сен Санс.
Даже когда Павлова покинула Мариинский театр, Фокин продолжал сотрудничать с ней и поставил для ее труппы несколько балетов, где впервые соединил танец с пантомимой.

В 1910 г. Михаил стал единственным хореографом Русских сезонов С. Дягилева. Триумфальное шествие его балетов по Европе началось с «Павильона Армиды», поставленного вместе с художником А. Бенуа. Затем последовали «Половецкие пляски», «Шехеразада» и «Петрушка». Русский балет восхитил всю Европу, заставил публику по новому взглянуть на искусство, давно считавшееся умирающим. Страсть, экспрессия, виртуозность – все это делало постановки Фокина незабываемыми. Его «Жар птица», основанная на русском фольклоре, запомнилась фантастической хореографией, легкостью и разнообразием движений, напоминающих полет волшебной птицы. Не менее яркими оказались «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и др.

Реформа – именно этим словом принято называть то, что сделал для балета Фокин. Однажды, пытаясь оживить балет, он принес живого удава и предложил Павловой танцевать с ним «Ночь в Египте». Анна согласилась, хотя другие артисты умоляли Фокина убрать «змея» со сцены, заменив его игрушкой. Однако в процессе оказалось, что удав двигается вовсе не так, как прописано в мизансценах, и от него отказались.
Осознавая важность музыки, пытаясь уйти от традиционного балетного костюма, стереотипной жестикуляции и рутинного построения номеров, Фокин очень тщательно подбирал художников и композиторов. С ним работали Н. Рерих, А. Бенуа, С. Рахманинов, И. Стравинский и многие другие. Он первым решил использовать для балета симфоническую музыку. Первым предоставил мужчинам ведущие (а не второстепенные) партии. Первым начал ставить бессюжетные балеты, основанные лишь на чувствах и страстях. По словам хореографа С. Вихарева, «для … танца он дал очень большую свободу, раскрепостил его. Если до этого … были важны чистые, академической старофранцузской школы позиции ног, рук, то здесь он раскрепостил артистов, раскрепостил пластику и дал новое направление в развитии балетного искусства».
Публика ликовала, Дягилев требовал новых постановок, однако самому Фокину нужно было время. Назревал серьезный конфликт. В результате Дягилев пришел к выводу, что расставание с «неспешным» Фокиным неминуемо. Желая подтолкнуть хореографа к уходу, Дягилев распорядился поднять занавес в спектакле «Дафнис и Хлоя» на тридцать минут раньше, так что публика просто не успела войти в зал и занимала места, когда артисты уже танцевали.

Раздосадованный, Фокин вернулся в Мариинский театр, но свободы творчества уже не было. В надежде вернуть ее, в 1914 г. он снова рискнул сотрудничать с Дягилевым. Но его «Легенда об Иосифе», «Золотой петушок» и «Мидас» уже не воспринимались как нечто необычное. Эпоха всемирной славы миновала.

В возрасте 38 лет он уехал на гастроли в Стокгольм, затем отправился в Америку и больше на Родину не вернулся. За ним последовала его жена и партнерша по танцам Вера. Она поддерживала Михаила во всем, успокаивая и помогая достойно принимать интриги, споры, неудовлетворительные условия работы. Вскоре Фокины открыли в Нью Йорке балетную студию. Вера преподавала там, пока Михаил сотрудничал с театрами и труппами разных городов США.

Впрочем, американским хореографом Фокин так и не стал. Тоска по родине вдохновила его на создание спектаклей «Русские праздники», «Громовая птица» и «Русский солдат». Из жизни он ушел в 1942 г. в Нью Йорке. Но его гений, который соединил воедино танец и музыку, вывел балет за пределы классической формы, сделал движение непрерывным и дал артистам пространство для импровизаций, – бессмертен.