Биография Отто Лилиенталя

Отто Лилиенталь, 1848 – 1896, немецкий инженер, исследователь воздушного пространства и воздухоплавания

Карл Вильгельм Отто Лилиенталь был не только исследователем воздушного пространства и создателем летательных аппаратов, но и автором научных трудов, на которых воспитывалось не одно поколение авиаторов.

Родился он 23 мая 1848 г. в померанском городке Анклам. Его отец торговал сукном и был довольно состоятельным человеком. А сам Отто с детства любил наблюдать за полетами птиц – особенно аистов; и даже увлек этим занятием младшего брата Густава. Кроме того, он хорошо лепил и ваял, но по настоянию родителей вынужден был поступить не в художественное училище, а в ремесленную школу. В 14 лет Отто провел свой первый эксперимент – прицепил к спине небольшие самодельные крылья и прыгнул с сарая. К счастью, все обошлось лишь синяками…

Четыре года спустя Отто стал практикантом на машиностроительном заводе Шварцкопфа. Затем перевелся в конструкторское бюро, не прекращая при этом мастерить модели планеров, которые весьма недурно парили. Однажды ему пришло в голову подвесить у стены сарая махолет биплан с 40 килограммовым противовесом и передачей велосипедного типа, обеспечивавшей движение крыльев. К огорчению Отто, эксперименты с аппаратом показали: так просто в воздух его не поднять.

В 1870 м, окончив Королевскую ремесленную академию, юноша ушел в армию. Побывал на Франко прусской войне. А по возвращении в Берлин устроился на машиностроительный завод Вебера. Через девять лет он стал конструктором на заводе Хоппе и в сжатые сроки изобрел несколько полезных устройств. Но так как все изобретения сотрудников, по условиям трудового договора, принадлежали хозяину, Отто оформлял свои патенты (на «улучшение работы врубовых горных машин с помощью дискового резца», на летательные аппараты) на имя брата Густава. В конце концов, ему это надоело, и он, уволившись, открыл вместе с Густавом мастерскую по изготовлению котлов. С заказами проблем не возникло – вскоре мастерская переросла в завод. К нему был пристроен участок для работы над летательными аппаратами.
Последующую деятельность Лилиенталя можно разделить на три этапа. На первом, который начался в 1871 г. и длился около трех лет, Отто экспериментировал с различными конструкциями. И в итоге создал крыло с чуть неровной поверхностью.

Второй начался в 1888 г. – практическими занятиями, призванными проверить все предыдущие теории. По результатам этой работы Отто написал книгу «Полет птиц как основа искусства летания», которая начиналась обращением: «Нас поддерживают крылья, приподнятые ветром. О человек, копошащийся в пыли, когда же и ты полетишь? Если ты одержим желанием сравняться с нами в парении, хочешь испытать прелесть полета в воздушном океане – погляди на строение наших крыльев, измерь нашу силу и постарайся определить действие крыльев по тому движению воздуха, которое создает нам опору. Ты мог бы сделать правильные заключения о том, чем нас снабдила природа, и таким образом решить проблему летания. Обратись к силе разума. Он поддержит тебя в полете!»

Эти слова весьма впечатлили других пионеров авиации, в т. ч. американских механиков О. и В. Райт и русского профессора Н. Е. Жуковского, который даже написал статью «О парении птиц», научно обосновав возможность эволюции летательных аппаратов, вплоть до выполнения «мертвой петли».

Тем временем Лилиенталь приступил к следующему этапу – летным испытаниям. И в конце 1889 г. построил первый планер моноплан, а через год и второй. С помощью этих аппаратов он совершил несколько прыжков полетов, осваивая балансировку и смещая центр тяжести вперед назад ногами, а в стороны – телом (именно так поступают нынешние дельтапланеристы). Третий аппарат, оснащенный хвостовым стабилизатором и килем, был изготовлен из ивовых веток и обтянут ширтингом (материалом типа батиста), пропитанным воском. Площадь крыла составила 10 м2, что позволило Отто совершить первый настоящий полет на дистанцию 25 м. А потом братья отыскали в Лихтерфельде пригорок в форме конуса, увеличили его высоту подсыпкой до 15 м – и получили возможность взлетать в любую сторону, преодолевая 50−100 м.

Четвертый аппарат, собранный в 1892 г., отличался от предыдущего вдвое большей площадью крыла. Пятый имел необычные, сводчатые и вогнутые крылья размахом 11 м и площадью 16 м2. Увы, этот 24 килограмовый планер оказался слишком тяжелым, чтобы держаться в воздухе при сильном ветре, и Отто решил делать крылья не более 7 м в размахе. Шестой аппарат вышел уже не таким громоздким – на нем изобретатель спланировал с крыши самодельной башни и пролетел более 200 м.

Известия о человеке, который умеет летать, как птица, распространились по всему миру. Братья продавали свои фотографии, читали лекции на тему воздухоплавания. Посмотреть на них приезжали не только туристы, но и специалисты. В 1895 м Отто лично познакомился с Жуковским, продемонстрировал полет и подарил гостю крылья. Впоследствии русский ученый вспоминал слова Отто, которые стали пророческими: «Люди научатся летать! Завоевание воздуха придет через планеризм». Однако многие современники смеялись над братьями, а в газетах печатались сообщения: «Если хотите увидеть двух сумасшедших, езжайте в Лихтерфельде. Там кое кому захотелось летать!»

Однако Отто, игнорируя издевки, продолжал работу. Он изготовил 18 моделей планеров. Совершил более 2 тыс. полетов. Нашел последователей. Один из них – фотограф Лилиенталя, американский физик Р. Вуд – попросил опробовать аппарат, после чего заказал такой же. Другой – физик С. Ленгли, сам сконструировал аэроплан, подав Отто идею оборудовать планер газовым мотором. К сожалению, и этот мотор, и двухцилиндровый двигатель, работавший на углекислоте по принципу паровой машины, оказались слишком слабыми. Зато девятый аппарат Отто оснастил «парашютом» в виде прямых эластичных реек, встроенных в носовую часть (однажды, когда он сам по нелепой случайности сорвался в пике с высоты 20 м, этот «парашют» спас ему жизнь). А на одиннадцатый установил руль, управляющий аппаратом с помощью троса.

В 1895 г. изобретатель перешел на выпуск бипланов, сократив размах крыльев, и придумал специальные штанги – для изменения кривизны крыла во время полета. Так впервые было применено «гоширование», что позже с успехом повторят братья Райт.

3 августа 1896 г. Отто испытывал биплан с рулем высоты. Поначалу все шло хорошо: аппарат спустился к подножью холма, а потом начал набирать высоту. Но внезапно скорость упала, планер завис, «встал на дыбы» и круто упал с высоты 30 м.

Когда помощник Отто подбежал к месту катастрофы, летчик был без сознания. Позже оказалось: у него сломан третий шейный позвонок. На следующий день Лилиенталь скончался. Напоследок, придя в чувство, он сказал: «Жертвы необходимы…»

Еще из рубрик(и) "Летчики"
Комментарии