Бросать камень

Происхождение и значение

Выражение восходит к евангельскому рассказу об Иисусе и грешнице, повинной в прелюбодеянии, за что её полагалось побить камнями.

Побиение камнями у израильтян было принятой и узаконенной формой казни. Так, например, в Моисеевом законе говорится: «Если найдётся среди тебя в каком-либо из жилищ твоих… мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его, …то выведи мужчину того или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти» (Втор. 17:2, 5).

При этом «по словам двух свидетелей, или трёх свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Втор. 17:6).

Такие казни часто были публичными, так как в них принимало участие много народу: «Рука свидетелей должна быть на нём прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа» (Втор. 17:7).

В законе Моисея выделено несколько видов преступлений, за которые полагалась смертная казнь (причём чаще всего именно побиением камнями), и среди них значительное место занимало прелюбодеяние (его виды перечислены в Лев. 20:10–21 и Втор. 22:20–24).

В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, уличённую в прелюбодеянии, и поставили её перед Ним в то время, когда Он проповедовал у храма при большом стечении народа. «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания» (Иоан. 8:3–6).

Спрашивая Иисуса, что делать с грешницей, книжники и фарисеи хотели поставить Его в логически безвыходное положение, ибо, каков бы ни был ответ Иисуса (побить грешницу камнями, как повелевает закон Моисея, или отпустить), Его можно было бы обвинить либо в неповиновении римскому императору, либо в нарушении закона Моисея. «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоан. 8:7–11).

В этом эпизоде ярко подчёркивается, что Иисус пришёл «не нарушить закон, но исполнить» (см. Мат. 5:17).

Ветхозаветное право предписывало обвинителю («свидетелю») первым бросить камень в обвиняемого. Иисус же призывает первым бросить камень того, кто сам без греха, и тем самым предлагает увидеть за буквой закона его дух, т.е. поступить так, как велит совесть.

Употребляется в значении: обвинить кого‑либо, а также в шутливо иронической форме как ответ на необъективную, недоброжелательную критику, на злословие, осуждение.

Пример использования

— …я не кинула бы в нее камнем, если б она честно заявила мужу, что любит другого.
П. Д. Боборыкин, Перевал.

Ещё по теме
Комментарии и отзывы