Цитаты и афоризмы Яна Амоса Коменского

Всё по теме: Чешские авторы

Ян Амос Коменский, (1592–1670), чешский педагог гуманист, епископ, изобретатель классно урочной системы

Куда не влекут способности, туда не толкай.

Так как мы воспитываем людей, а не попугаев, то они должны быть постоянно руководимы ясным светом ума.

Войны необходимо отвергать как нечто звериное, ибо людям подобает гуманность. Не войны, а мир ставьте себе целью своей жизни!

Аристотель сравнил человеческую душу с чистой доской, на которой еще не было ничего написано, но на которой, однако, можно было бы написать все… Разница в том, что на доске линии можно проводить лишь до пределов ее краев, между тем как для письма и чертежа в уме ты никакой границы не найдешь, потому что ум безграничен.

Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве.

Не гонись за похвалами, но старайся действовать похвально.

Ничто притворное не может быть продолжительным.

Легко следовать за тем, кто правильно идёт впереди.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Без примера ничему не выучишься.

Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше?

Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.

Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

Книги — это инструмент насаждения мудрости.

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе.

Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека плохо воспитанного.

Ничто притворное не может быть продолжительным.

Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений.

Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.

Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.

Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.

Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее.

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.

Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай ?