Цитаты Игоря Ефимова

Ефимов Игорь Маркович (псев. Андрей Московит) (р. 1936). Российский философ, публицист, прозаик, США.

Зрелость культуры – это важнейший элемент социальной жизни. Швецию даже социализм не губит, а Бразилию даже капитализм не спасёт.

Отсутствие иронии – знак того, что человек не ощущает вертикальную компоненту мироздания. То есть разницу между высоким и низким.

Главная ошибка рационализма – принимать логическое удобство за истину.

Пошлость – это не просто “грубость, безвкусица, банальность, вульгарность”, а всё это, но пытающееся прикинуться красотой, изяществом, своеобразием, возвышенностью.

Словом можно убить. Словом от чистого сердца – тем более.

Видит или не видит вертикальную составляющую бытия – вот где проходит главная граница между людьми.

Чудовище зависти может победить только дракон тщеславия.

С бедностью покончить так же невозможно, как построить дом без нижнего этажа.

Чем шире социальная свобода человека, тем больше энергии вкладывает он в свой труд, но тем труднее центральной власти пользоваться результатами его труда для своих нужд; чем бесправнее человек, тем меньше продукт, но тем проще его присвоить.

В отличии от бесчинств свободы, сопровождающимися криками, уличными стычками, взаимными угрозами и оскорблениями, бесчинства тоталитаризма творятся повседневно и незаметно, ибо совершаются всегда сильными над слабыми, не имеющими никакой надежды, что их голос протеста будет услышан.

Любое резкое увеличение социально-экономического могущества государства влечёт за собой вспышку безудержной агрессивности.

Сфера духа – единственная сфера, где личность может противопоставить себя всемогущему обществу и отстаивать свою самодовлеющую ценность.

Зрелость народа проявляется в способности стойкого молчаливого сопротивления попыткам властей наступления на свободы подданных.

Рост дерева свободы может быть пресечён или затруднён посторонним вмешательством, но никакая сила не может заставить его расти, созревать.

Демократическое правительство не может по уровню зрелости сильно отличаться от остальной массы граждан. Избираемые могут выделяться умом, знаниями, красноречием, но не выбором поведения. Иначе сограждане просто не поняли бы их целей, их аргументации и избрали бы других, чьи речи и действия были бы им понятны, чей взор проникал бы в будущее не намного дальше их собственного.