Цитаты Владимира Шигина

Шигин Владимир Виленович, родился в 1958 г. Капитан 1 го ранга (1998). Служил на кораблях Балтийского флота. Участник маневров «Запад 81» и 8 боевых служб. В 1991–1996 гг. заместитель начальника пресс центра Главнокомандующего ВМФ России, участвовал в переговорах по Черноморскому флоту с Украиной. Сотрудник журнала «Морской сборник». Секретарь Союза писателей России. Автор более 70 книг по истории флота.

Вряд ли можно считать счастливым корабль, который попал в плен к противнику. Для корабля, как во многих случаях, и для воина, гораздо более славной была бы смерть в бою. Может быть, именно поэтому судьба большинства захваченных в плен кораблей весьма печальна. За редким исключением они или вскоре погибают, или влачат во вражеском флоте жалкое существование, пока, не устав маяться с их бесконечными поломками трофейные корабли при первом же удобном случае списывают на слом.

Из всего, что я сделал на писательском поприще, больше всего я горжусь, что несколько моих книг помогли восстановить справедливость и вернуть из небытия имена погибших героев. Сегодня, благодаря этим книгам поставлены памятники, на который золотом начертаны имена погибших моряков. Восстановленная историческая память мне намного дороже самых удачных книг, дороже самых престижных литературных премий.

Из всех морских катастроф самыми таинственными, а потому, вероятно, и самыми страшными являются те, когда и корабли и команды пропадают без всякого следа, оставляя всех только догадываться о настоящих причинах происшедшего. Эти катастрофы порождают не только версии, слухи и домыслы, но и легенды, живущие долгие века.

Каждое поколение, уходя, оставляет детям самое сокровенное и дорогое, а потому и мы должны и обязаны сохранить нашим потомкам то, что в своё время было завещано нам – великую святыню России – СЕВАСТОПОЛЬ.

Любовь как болезнь, если о ней забыли, значит, она прошла!

Любое происходящее в мире событие, а тем более событие трагическое, всегда сопровождается почти невероятными предзнаменованиями. К сожалению, их сокровенный смысл люди начинают понимать, как правило, только тогда, когда трагедия уже случилась. Увы, но мы в своем подавляющем большинстве еще не научились разгадывать сверхсложные ребусы, которые составляет нам судьба, а потому не в силах понять и тех подсказок, которые она нам зачастую дает.

Море неохотно расстается со своими сокровенными тайнами. Иногда на это уходят долгие годы, однако чаще всего тайны так и остаются тайнами. Кто может сказать, сколько загадок и трагедий сокрыто под толщей океанов? Сколько человеческих жизней отдано во имя завоевания морей? Сколько кораблекрушений было и сколько их еще будет?

Моряки, подобно монахам вдали от людей, служат народу, неся свой крест. Именно поэтому и цвет одежды у них одинаков – чёрное с золотом. Чёрное – символ отречения от земной жизни, золото – символ их веры в лучшее.

Настоящий историк, на мой взгляд, должен писать, опираясь на документы. Реальная история намного богаче событиями и интереснее, чем самые воспаленные фантазии. Может быть, именно поэтому среди историков я чувствую себя больше писателем, а среди писателей – историком.

Не мною первым замечено, что корабли, как и люди, имеют свою судьбу. Есть корабли счастливцы, те, у которых все в их жизни получается. Они выходят невредимыми из самых невероятных ситуаций, служа верой и правдой людям долгие и долгие годы. Однако есть корабли, на которых, словно, лежит печать некого проклятия. Они буквально притягивают к себе всевозможные неприятности. Их преследуют аварии и катастрофы, на них все время гибнут люди и, в конце концов, они погибают и сами, унося с собой немало жизней

Незнающий о болезни и погруженный в творчество живет дольше, чем знающий о болезни и не занимающийся творчеством. Вывод один – творить.

Никто никогда не скажет, сколько тайн заключает в себя Великий и непостижимый Океан. Чуждый человеку, он неохотно пускает его в сои владения, не прощает малейших ошибок и безжалостно карает зазевавшихся. Океан бесконечен, ибо это настоящая Вселенная. А потому, несмотря на то, что человечество изучает его уже столько веков, Океан все также таинственен и недоступен, как и в тот миг, когда первый человек его впервые увидел. При всех этих выдающихся открытиях последнего времени, совершенно очевидно, что свои самые главные тайны океан припас напоследок и пройдет еще весьма немало времени, прежде чем он допустит к ним человека. А потому, впору задуматься: так ли был нереален главный персонаж «Соляриса» Станислава Лема – мыслящий океан далекой планеты? И надо ли нам для этой встречи вообще куда то лететь?

Обращаясь к Гольфстриму с титулом, «его величество», мы не слишком грешим против истины. Великое течение, Великая река океана на самом деле, наделена силой – продлить жизнь человечеству или заметно сократить ее. И многое при этом зависит от нас самих…

Профессия мореплавателя является одной из древнейших. Издревле люди пересекали на построенных ими кораблях и лодках пространства морей и океанов в торговых, военных или познавательных целях. И во все времена эта профессия требовала от людей, которые посвятили ей жизнь, отваги, стойкости, мужества и, как ни парадоксально, любознательности, стремления познать неизведанное, так как водная стихия всегда была полна тайн, загадок и представляла собой смертельную опасность для неумелых не разбирающихся в морских тайнах людей. Мореходы, как в древние времена, так и в наши дни, встречаются с явлениями, поражающими воображение, порой необъяснимыми с позиций достигнутого уровня знаний. Поэтому вовсе неудивительно, что среди моряков всегда рождалось множество различных легенд, суеверий, а также обрядов и традиций, призванных обеспечить безопасное плавание и собственную жизнь.

Удары разгневанной стихии, зной, жажда, голод, тяжелые болезни и, конечно, крушения и гибельные пожары в открытом море, – сегодня нам трудно даже представить, сколько смертельных опасностей подстерегало мореплавателей в эпоху парусного флота.

Я всегда негативно отношусь, когда за флотскую тему берутся люди случайные и далекие от флота. Непрофессионализм виден сразу, и читать такую «литературу» просто невозможно. Любая патриотическая литература и маринистика в том числе, имеет своей задачей привитие любви к Родине. Маринистика, кроме того, должна еще прививать любовь к морю и флоту, чтобы мальчишки, начитавшись таких книг, шли на флот, а мы не на словах, а по состоянию самого народного духа вернули статус великой морской державой. Специфика морской службы настолько велика, что постороннему человеку просто не понять всех нюансов, поэтому они никогда не смогут ее описать так, чтобы в написанное поверили именно моряки.