Цитаты Хосе Ортега-и-Гассет

Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955) — испанский философ, публицист и общественный деятель.

К любви восходит многое из того, что присуще человеку: желания, мысли, волевые акты, поступки — все это, порождаемое любовью, как урожай семенами, самой любовью не является, однако подтверждает ее существование.

В любви мы забываем о душевном покое, теряем рассудок и все свои помыслы сосредоточиваем на любимом. Постоянство помыслов и есть любовь.

Не в том дело, что в любви свойственно ошибаться, а в том, что по природе своей она сама есть заблуждение. Мы влюбляемся, когда наше воображение наделяет кого-либо не присущими ему достоинствами.

Впоследствии дурман рассеивается, а вместе с ним умирает любовь. Это еще определеннее, чем объявить по обыкновению любовь слепой.

«Влюбленность» при своем зарождении — это всего лишь чрезмерная заинтересованность другим человеком. Если мужчине удастся воспользоваться своим привилегированным положением и умело поддерживать этот интерес, все остальное произойдет с удручающим автоматизмом.

Неистовость в любви не имеет ничего общего с ее сутью. Она представляет собой атрибут «влюбленности» — душевного состояния низшего, примитивного свойства, для которого, в сущности, любовь не столь уж и обязательна.

Качества, которые мужчины особенно ценят, как имеющие значение для прогресса и человеческого достоинства, нисколько не волнуют женщину.

Любовь однообразна, назойлива, неотвязна; никто не вытерпит многократного повторения одних и тех же, пусть даже самых умных вещей, в то время как все мы настаиваем на новых и новых признаниях в любви.

И наоборот: у человека, равнодушного к любви, которую к нему питают, она вызовет уныние и раздражение своей исключительной навязчивостью.

Любовь — это извечное дарение жизни.

Замечательный мужчина с точки зрения мужчины и замечательный мужчина с точки зрения женщины не совпадают. Гений, с точки зрения женщины, «неинтересный мужчина», и наоборот, «интересный мужчина» неинтересен мужчинам.

Мужчина тянется к женщине как к празднику, феерии, исступлению, сокрушающему монотонность бытия, а обнаруживает в ней существо, счастье которого составляют повседневные занятия, чинит ли она нижнее белье или посещает дансинг.

Дон Жуан не тот, в ком женщины пробуждают страсть, а тот, кто пробуждает страсть в женщинах.

Мужчина постоянно демонстрирует свою бездарность в любви и неспособность к совершенству, которого женщине удается достичь в этом чувстве.

Мужчина весьма редко влюбляется в безупречно пластичных женщин. В любом обществе есть «официальные красавицы», которых в театрах или во время народных гуляний люди показывают друг другу, как исторические памятники; так вот, они крайне редко вызывают в мужчине пылкую страсть. Эта красота настолько безупречна, что превращает женщину в произведение искусства и тем самым отдаляет от нас.

Любовь — это вечная неудовлетворенность.

В любовном порыве человек вырывается за пределы своего «я»: быть может, это лучшее, что придумала Природа, чтобы все мы имели возможность в преодолении себя двигаться к чему то иному.

В выборе любимой обнаруживает самую суть своей личности мужчина, в выборе любимого — женщина.

Любимое любят непрерывно. Любовь струится как родник. Любовь течение, а не удар.

Любимое любят непрерывно. Любовь струится как родник. Любовь течение, а не удар.

Любовь, которую изображают слепой, на самом деле зорка и проницательна: любящий видит то, чего не замечает человек посторонний.

Любовь лучше познает саму себя и, если угодно, свою цену и свои масштабы в страдании и мучениях, которые она приносит. Влюбленной женщине огорчения, причиняемые ей любимым, дороже бесстрастного прозябания.

Любовь — это великое произведение искусства, таинство сопряжения душ и тел.

Женщина по натуре не хищница, напротив: это жертва, которая охотится за хищником.

У любви и у ненависти нет ни минуты покоя.

Мораль оберегает нас от заблуждений инстинкта, а любовь — от заблуждений морали.

Влюбляется тот, кто хочет влюбиться.

В сущности говоря, для влюбленного мир не существует. Возлюбленная вытеснила его и заменила собой.

Красота, вызывающая влечение, редко совпадает с красотой, вызывающей любовь.

Девять десятых того, что мы привыкли называть сексуальным чувством, в действительности восходит к нашему дивному дару воображения.

Когда любовь неподдельна, она претворяется в желание видеть в ребенке символ и реальное воплощение достоинств любимого.

Каждый способ мышления начинается с появления у представителей какого-то поколения новых идей, которые становятся верованиями у последующих поколений, пока не наступает кризис и не приходит время появления нового способа мышления.

Есть эпохи, которые не могут обновить свои желания; они умирают как счастливые трутни после брачного полёта.

У новых народов нет «идей». Если они вырастают в среде, где существует — или недавно существовала — старая цивилизация, они перенимают её идеи. Вот тут и возникает исторический камуфляж с его двумя слоями: глубинным — подлинным, основным; и поверхностным — мнимым, случайным.

Экспансия государственного аппарата обращает народ в горючее для государственной машины. Костяк государства пожирает живое тело нации.

Заурядный человек, видя вокруг себя технически и социально совершенный мир, верит что его произвела таким сама природа; ему никогда не приходит в голову, что всё это создано личными усилиями гениальных людей. Ещё меньше он подозревает о том, что без дальнейших усилий этих людей великолепное здание рассыплется в самое короткое время.

Нет ничего опасного в идеях, кроме усилий убедить толпу принять её.

Люди впотьмах блуждают по жизни, и идеи, за которые они держатся, в действительности мешают им увидеть реальный мир и собственную жизнь.

Кто боится преувеличений, должен молчать.

Каждый язык — это особое уравнение между обнаружением и умолчанием. Каждый народ умалчивает одно, чтобы суметь сказать другое. Потому что всё сказать невозможно. Отсюда огромная трудность перевода.

Снижение, деградация жизни — вот судьба того, кто отказывается быть тем, чем он быть призван. Его подлинное естество, однако, не умирает; оно становится тенью, призраком, который постоянно напоминает ему о его значении, заставляет его чувствовать свою вину и показывает его падение. Он — выживший самоубийца.

Жизнь — это прежде всего хаос. Люди боятся стать лицом к лицу со страшной действительностью и пытаются прикрыть её завесой фантазии. Их мало беспокоит, что идеи могут быть неверны, ведь это просто окопы, где они спасаются от жизни, или пугала, чтобы её отгонять.

Истина — это то, что истинно сегодня, а не то, что будет открыто в неопределённом будущем.

Философия не нуждается в покровительстве, внимании и симпатии масс. Она свято хранит свою совершенную бесполезность, чем и освобождает себя от необходимости считаться с человеком массы.

Писать хорошо — значит постоянно подтачивать общепринятую грамматику.

Мы живем не для того, чтобы мыслить, но, наоборот, мыслим, чтобы добиться успеха в жизни.

Жизнь — это постоянный процесс принятия решений, что делать дальше.

Лучше остерегайтесь понятий вроде «гений» и «вдохновение»; они представляют собой разновидность магической палочки, и тот, кто желает видеть вещи такими, какие они на самом деле, должен пользоваться этими понятиями умеренно.

Мы различаем человека совершенного и обычного, говоря, что первый предъявляет к себе очень высокие требования, а второй не требует от себя ничего.

Возможно, в том, чтобы быть последним, столько же величия, как и в том, чтобы быть первым, потому что обе эти позиции равно необходимы в нашем мире, и одна дополняет другую.

Поражение ожидает все движения, которые простодушно вступят в открытый бой с той или иной частью прошлого, вместо того, чтобы переварить его.

В наши дни человек не в состоянии идти в ногу со своей собственной цивилизацией. Сравнительно образованные люди подходят к политическим и социальным вопросам сегодняшнего дня с тем самым запасом идей и методов, какие применялись двести лет назад для решения вопросов, в двести раз более простых.

Популярно
Комментарии и отзывы