Государство в государстве

Выражение это применяется по отношению к какой-либо группе людей, организации, которая ставит себя в исключительные условия, не подчиняясь общему порядку, установленному в данном государстве.

Возникло оно, по-видимому, в эпоху религиозных войн во Франции.

Впервые оно встречается у французского писателя Агриппы д’Обинье (1550-1630), боровшегося в лагере гугенотов против абсолютизма католической церкви. В его сочинении «Об обязанностях короля и подданных», написанном между 1610 и 1620 гг., приводятся обвинения, предъявляемые католиками кальвинистам. Требования кальвинистов-реформаторов, по мнению католиков, так обширны, что, если удовлетворить их, значит: «создать государство в государстве».
(Agrippa d’Aubigne, Oeuvres completes, Paris, 1873—1892, II, 57).
Это же выражение д’Обинье повторяет и в других своих сочинениях (Oeuvres, II, 74).

Спиноза в «Этике» (1677), кн. 3, пишет: «По-видимому, большинство рассматривает людей в природе, как государство в государстве».
(Buchmann, Geflugelte Worte).

Большой свет в Петербурге еще более, чем где-нибудь, есть истинная terra incognita [неизвестная земля] для всех, кто не пользуется в нем правом гражданства; это город в городе, государство в государстве.
(В. Г. Белинский. Петербург и Москва).



Вместе с "Государство в государстве" можно почитать: