Китайские пословицы и афоризмы

Китайская народная мудрость

При встрече с достойным человеком думай о том, как дотянуться до него. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и старайся не опуститься до него.

Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.

Не быть по достоинству оцененным и не таить обиду – разве это не возвышенно?

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба, низкий человек суетливо поджидает удачу.

Люди хотят для себя богатство и славу. Если то и другое нельзя обрести честно, их надо избегать. Люди страшатся бедности и безвестности. Если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.

Будь текуч, как вода, покоен, как зеркало, отзывчив, как эхо, и невозмутим, как тишина.

Не стремясь навстречу приходящему и не устремляясь вслед за уходящим, можешь жить одной жизнью с изначальным истоком Неба и Земли, в котором нет ни прошлого, ни настоящего.

Обыкновенные люди видят то, что проявилось, но не могут заметить сокрытое. Достойные люди видят сокрытое, но не могут довериться переменам. Мудрый доверяет переменам, чтобы пребывать в неизменном.

Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.

Хороший торговец прячет свои богатства и кажется нищим.

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.

Лучше оберегать уже достигнутое, чем мечтать о еще не свершенном. Лучше предотвратить будущую ошибку, чем сожалеть о прошлом прегрешении.

Стоит отрешиться от соблазна того, что мы предвосхищаем в своем воображении, как наши помыслы станут непоколебимыми, а наши поступки – безупречными.

Когда чистое золото объято огнем, оно блестит еще ярче.

Уток, вышитых на ковре, можно показать другим, но игла, которой их вышивали, бесследно ушла из вышивки.

В гуще белых облаков не видно белых облаков. В журчании ручья не слышно, как журчит ручей.

Слепота – это ясность зрения, глухота – чуткость слуха, опасность – это внимание, удача – это не случайность.

Тот, кто хранит чистоту помыслов, должен отказываться от сладкого куска.

Друзьям оставь втрое больше, чем себе. Для себя храни хотя бы крупицу первозданной чистоты сердца.

Если за всю жизнь ничем не переболел – это беда.

Тот, кто ищет близкое, не заметит далекого. Тот, кто вслушивается в шорохи, не услышит, как грохочет гром. Мудрый ни на что не смотрит и потому все видит. Он ничего не слушает и потому все слышит.

Ошибки других нужно прощать, а собственные ошибки прощать не надо. Собственные лишения можно стерпеть, но вид чужих лишений терпеть нельзя.

Когда, содеяв зло, человек боится, что о нем узнают люди, он еще может найти путь к добру. Когда, сделав добро, человек старается, чтобы о нем узнали люди, он порождает зло.

Тот, кто хочет прослыть бескорыстным, делает это из жадности.

Чистое всегда выходит из грязи, светлое рождается из тьмы.

Учись находить в жизни радость – вот лучший способ привлечь счастье.

Получая, не бери больше положенного. В добрых делах не делай меньше доступного тебе.

Лишь когда постигнешь радость в печали, поймешь, чем живет сердце.

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.

Суди о человеке по тому, как он оканчивает свои дни.

Устрани то, что загрязняет сердце, и оно станет чистым.

Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Утром узнав истину, вечером можно умереть.

Незыблемая середина – эта добродетель наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.

Не меняются только самые мудрые и самые глупые.

Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.

Молчание – верный друг, который никогда не изменит.

Жаловаться на неприятную вещь – это удваивать зло; смеяться над ней – это уничтожить его.

Если я не славлю красоту, кто может приписать мне уродство?

Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.

Если тебе плюют в спину, значит, ты впереди.

Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.

Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром.

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.

Блажен, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.

Не усвоив приличий, не утвердишься.

Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их.

Посещать и слушать злых людей – это уже начало злого дела.

Достойный человек не идет по следам других людей.

Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию.

Когда малый человек смел, но несправедлив, он становится разбойником.

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно? Беседовать с другом, приехавшим издалека, – разве это не радостно? Не быть по достоинству оцененным светом и не таить обиду – разве это не возвышенно?

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.

Не печалься, что тебя никто не знает, а печалься о своем несовершенстве.

Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.

Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтоб ему сделали.

Любовь – начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.

Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?

Безумец жалуется, что люди не знают его, мудрец жалуется, что не знает людей.

Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее – то же самое, что ее перейти.

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе – вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих.

Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.

Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие.

Благородный муж винит себя, малый человек винит других.

Молчание – верный друг, который никогда не изменит.

Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание есть долг.

Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь.

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

Месть – это обоюдное лезвие меча: когда ты уничтожаешь врага, ты уничтожаешь свою душу.

Признаваться в своих недостатках, когда нас упрекают в них, – это скромность, открывать их своим друзьям – простодушие, выставлять же их перед всеми – гордость.

Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.

Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.

Болезнь можно подхватить не только от сквозняка, но и от слов чужих, горе приносящих.

Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием.

Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.

Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.

Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела.

Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост.

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

Достойный человек обладает широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, но путь его долог.

Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но, когда его обманывают, он первый замечает это.

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними – те, которые избежали соблазнов плоти, за ними – те, которые смогли избежать злословия.

Ныне почитать родителей – это значит уметь кормить. Но и лошади, и собаки могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности?

Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.

Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.

Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость.

Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека и познаешь степень его человечности.

Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.

Радом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, – это опрометчивость; не говорить, когда слова бы до него дошли, – это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, – это слепота.

Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление; второй, самый легкий, – подражание; третий, самый горький, – опыт.

Благородный муж стремится говорить косноязычно, а действовать искусно.

Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.

С ученым, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать.

Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.

Тот, кто не бережлив, будет мучиться.

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – выше этого нет ничего.

Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства.

Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе – они станут развязными, если удалишь от себя – возненавидят.

Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро – добром».

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

Почтительный сын – это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.

Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.

Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем нибудь, тот видя не увидит, слыша не услышит, вкушая не различит вкуса.

Посылать людей на войну необученными – значит предавать их.

Если сам прям, то все исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися людьми. Только тот, кто ничего не достиг, прожив около полувека, не заслуживает уважения.

Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.

Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».

Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.

Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.

Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.

Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный – в других.

Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.

Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.

Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?

Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.

Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении.

Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми; низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.

Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.

В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.

Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.

Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве можно достичь мудрости, если не жить в его краях?

Сердитый человек всегда полон яда.

Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.

У сдержанного человека меньше промахов.

Не усвоив приличий, не утвердишься.