Краткая биография Адама Смита
Смит Адам (1723-1790 гг.), шотландский экономист и философ, основатель классической школы политической экономии.
Адам Смит родился в Керколди близ Эдинбурга. Учился в местных школах и в университете Глазго, затем в Бейллиол-колледже Оксфордского университета.
С 1748 г читал лекции в Эдинбурге, познакомился с Д. Юмом
В 1751 г получил кафедру логики в университете Глазго, на следующий год — кафедру моральной философии, которую занимал до 1764 г.
Став наставником юного герцога Баклея (приемного сына канцлера казначейства Чарлза Таунзенда), много путешествовал с ним по Франции, где, по-видимому, встречался с Кенэ, Тюрго и Неюсером, а также с Вольтером, Гельвецием и д’Аламбером и начал работу над «Богатством народов».
В 1759 г Смит опубликовал труд «Теория нравственных чувств», в котором доказывал, что внутри каждого человека имеется своего рода «внутренний человек», «беспристрастный наблюдатель», судящий все его поступки и вынуждающий индивида к самосовершенствованию; на социальном уровне эти же функции выполняют общественные институты.
После возвращения из Франции (1766 г) Смит жил в Лондоне, где тесно сотрудничая с лордом Таунзендом, был избран членом Королевского общества, познакомился с Бёрком, Сэмюэлом Джонсоном, Эдуардом Гиббоном и Бенджамином Франклином, а затем поселился в своем доме в Керколди, чтобы вплотную заняться написанием своего главного труда.
В марте 1776 г вышло в свет его знаменитое «Исследование о природе и причинах богатства народов», состоявшее из пяти разделов: Труд содержал также известный тезис Смита о «невидимой руке» конкуренции как движущей силе развития экономики и важнейшем общественном институте, представляющем на социальном уровне «внутреннего человека».
Вскоре Смит получил должность таможенного комиссара Шотландии и поселился в Эдинбурге.
В ноябре 1787 г стал почетным ректором университета Глазго.
Умер Смит в Эдинбурге 17 июля 1790 г. Перед смертью он, по-видимому, уничтожил почти все свои рукописи.
Сохранившееся было опубликовано в посмертных «Опытах о философских предметах» (1795 г).
1) разделение труда и рента, заработная плата и прибыль;
2) капитал;
3) исторический обзор развития Европы, анализ и критика меркантилизма как системы привилегий;
4) свобода торговли;
5) доходы и расходы государства.