Краткая биография Алексея Антропова

Антропов Алексей Петрович (1716— 1795), художник.

Родился 25 марта 1716 г. в Петербурге. Имя Антропова замыкает ряд имён художников- портретистов, завершивших переход от наивно-реалистичного парсунного (портретного) изображения к сложной декоративности европейского барокко.

Творчество художника — важное звено между двумя этапами развития русской живописи XVIII в. Сын оружейного мастера, Антропов много и охотно учился, сначала у живописцев Канцелярии от строений, куда он в 1732 г. поступил для работы, — А. М. Матвеева и И. Я. Вишнякова, затем у иностранных мастеров, писавших в России, — Л. Каравакка, а позже, уже в зрелом возрасте, у П. Ротари. Все они были великолепными портретистами, и Антропов почерпнул у них немало новых для русской живописи технических приёмов. Однако главной чертой художника всегда оставалась творческая самостоятельность.

По уровню мастерства даже его ранние работы не уступают полотнам окружавших Антропова зрелых художников. В живописной «команде» Вишнякова Антропов работал в 40—50-х гг. над декоративными росписями многих дворцов — Зимнего, Летнего, Царскосельского, Петергофского, Аничкова. Вишняков высоко ценил дарование ученика и рекомендовал его для участия в выполнении росписей Андреевского собора в Киеве.

С конца 50-х гг. Антропов снова работал в Петербурге; это был самый плодотворный период его жизни, когда он прославился именно как портретист. Портретная живопись переживала в России в середине — второй половине XVIII в. расцвет. Антропов способствовал этому и заложил многие характерные черты более позднего русского портретного искусства. В 1759 г. он написал портрет статс-дамы А. М. Измайловой. Уже в этом произведении можно найти характерные для творчества художника черты: предельная откровенность, стремление к передаче своеобразия внешнего и внутреннего облика человека, увлечение цветовыми контрастами, острая наблюдательность. К портрету Измайловой близки по художественному решению образы А. В. Бутурлиной (1763 г.) и М. А. Румянцевой (1764 г.).

Названные работы принесли Антропову славу одного из лучших портретистов своего времени. Художник сам признавал, что ему больше удаются изображения старых лиц, со следами прожитой жизни и увядания. В 1761 г. Антропов поступил на службу в Синод для «надзирания» за живописцами и иконописцами. Поэтому среди его работ появилось много портретов «князей церкви» (петербургского архиепископа С. Кулябки, 1760 г.; духовника императрицы Елизаветы Петровны Ф. Дубянского, 1761 г., и др.), проникнутых той же удивительной достоверностью и откровенностью. В отличие от итальянских мастеров Каравакка и Ротари сам художник с его почти грубоватой откровенностью был бесконечно далёк от изысканной идеализации моделей. Его знаменитый парадный портрет Петра III (1762 г.) нисколько не облагораживает тщедушную, почти уродливую фигуру императора, а помпезная обстановка только подчёркивает несоответствие кукольного облика государя окружающему его великолепию.

Творчество Антропова оказало большое влияние на русское портретное искусство конца XVIII в., в частности на художественный стиль Д. Г. Левицкого, которого Антропов считал самым одарённым из своих многочисленных учеников.

Умер 23 июня 1795 г. в Петербурге.