Краткая биография Артура Шопенгауэра

Краткая биография ШопенгауэраШопенгауэр Артур (1788 —1850 гг.)

Немецкий философ – идеалист.
Родился в Данциге (ныне Гданьск; Польша). Обучался коммерции, медицине и затем философии. Отец будущего философа ненавидел Пруссию и восхищался свободной и разумной, по его мнению, Англией и после падения независимости родного города переехал в Гамбург.

С 1793 по 1797 гг. Артур жил с отцом в Гамбурге, затем провел два года в Париже, где почти забыл немецкий язык, к радости отца. В 1803 г. поступил в пансион в Англии и через два года стал чиновником в гамбургском торговом доме. Однако он стремился к литературной и научной деятельности и в 1809г. поступил в Геттингенский университет в Германии. Спустя два года переехал в Берлин, где занимался научной деятельностью и слушал лекции известного философа Фихте.

В 1819 г. Шопенгауэр занял пост приват-доцента в Берлинском университете и работал вместе с Гегелем. Он был весьма самонадеян и нарочно назначал свои лекции в те же часы, что и Гегель. Результат не заставил себя долго ждать: его лекции по сравнению с лекциями Гегеля успеха не имели, аудитория обычно пустовала, Шопенгауэр бросил преподавательскую деятельность и зажил размеренной жизнью во Франкфурте, где написал основное свое произведение «Мир как воля и представление» в двух книгах.

Мир у философа трактуется с одной стороны как «представление», которое складывается из «представлений» субъекта и объекта, а с другой, как кантовская «вещь в себе» или слепая, ни на чем не основанная «воля к жизни». Эта воля распадается на множество частиц, по автору — «объективации», и каждая объективация стремится к господству.

Человек, по утверждению Шопенгауэра, является высшей ступенью в иерархии «объективации», потому что он наделен разумным познанием. Исходя из философии Шопенгауэра, можно сделать вывод, что каждый человек осознает себя познающим индивидом, а значит, обладает всей волей к жизни, а все другие люди предстают пред ним как нечто независящие от его воли. Отсюда, по автору, происходит эгоизм человека.

Государство, как считает философ, является только стабилизатором частных воль людей, эгоистические побуждения людей преодолеваются в области искусства и морали.

Следуя идеям Лейбница о том, что существует множества миров и наш мир один из них, Шопенгауэр, тем не менее, считал наш мир <наихудшим из миров».

Философ полагал, что счастье иллюзорно, так как, даже достигнув желаемого, человек испытывает лишь пресыщение и скуку. Мир не создан для счастья человека, а оптимизм — насмешка над страданиями людей. Таким образом, учение Шопенгауэра было, по сути, глубоко пессимистично.

Умер философ во Франкфурте-на-Майне в 1860 г. Его концепция, не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со второй половины XIX в., став одним из источников философии жизни.



Вместе с "Краткая биография Артура Шопенгауэра" можно почитать: