Краткая биография Джованни Витали

Витали Джованни (Иван Петрович), (1794-1855), русский художник, скульптор, представитель русского классицизма, получивший известность в первую очередь своими монументально-декоративными работами.

Родился в Петербурге, в семье Пьетро Витали, итальянского скульптора-формовщика, в молодые годы обосновавшегося в России.

Учился у отца, а также у резчика по мрамору А. Трискорни; посещал в качестве вольнослушателя петербургскую Академию художеств. Пользовался советами К.П. Брюллова.

В 1818 переехал в Москву, приняв предложение Трискорни возглавить московский филиал его мастерской.

Внес яркий и значительный вклад в украшение парадных ансамблей, преобразивших облик Москвы в процессе ее восстановления после пожара 1812.

Исполнил скульптурное убранство Опекунского совета (1823), Технического училища (1829), Сиротского института (1830-1835), однако эти работы не сохранились либо сохранились лишь частично (подобно фигурам, венчавшим фасад Сиротского института, фрагменты которых хранятся на территории Донского монастыря).

Наиболее известны его композиции (чугунная колесница Славы, рельеф Освобождение Москвы и др.) на Триумфальных воротах у Тверской заставы (1829-1834, архитектор О.И. Бове), разобранных в 1936 и воссозданных в 1968 на Кутузовском проспекте у Поклонной горы, а также фигуры декоративных фонтанов на Лубянской площади (Четыре реки; ныне перед зданием Президиума Российской академии наук) и Театральной площади (“Аллегории театра, музыки и поэзии”; обе работы – бронза, 1835).

Торжественная патетика, язык аллегорий и риторических жестов выразительно дополняется в лучших его работах тонкой игрой видовых ракурсов.

В 1841 Витали переехал в Петербург, где ему было поручено скульптурное убранство Исаакиевского собора (по эскизам Витали было создано свыше 300 скульптур и рельефов для собора – в этих работах он вдохновлялся в первую очередь пластикой итальянского Возрождения).

Монументален и в то же время психологически выразителен памятник Павлу I работы Витали (бронза, 1851), варианты которого были установлены в Гатчине и Павловске. Строгий классицистический канон сочетается с прочувствованной лепкой характера в его портретах (“К.П. Брюллов”, 1836, Русский музей, Петербург; “А.С. Пушкин”, 1837, Институт русской литературы Российской АН, Петербург; “Актриса В.Н. Асенкова”, 1841, Театральный музей, Петербург; все работы – гипс). В ряде портретов и особенно в надгробиях работы мастера (надгробие И.И. Барышникова, мрамор, 1834, Донской монастырь, Москва; и др.) проступают черты романтизма.

Был профессором Академии художеств (с 1842).

Умер Витали в Петербурге 5 (17) июля 1855.

Популярно
Комментарии и отзывы