Краткая биография Фалеса Милетского
Фалес Милетский, ок. 640 — 547 до н.э., один из «семи мудрецов».
Происходя из ионийской колонии в Малой Азии Милета, Фалес, как «первоначальник греческой философии», тем самым прославил свое племя, которое таким образом и на пути философствования выступило первым, как намного раньше оно же первое из греческих племен вступило и на путь поэзии в лице Гомера.
Родителями Фалеса считаются Эксалий и Клеовулина, происходящая из знатной финикийской фамилии Филидов, которая вела свой род от Кадмана и Агеноры.
Время рождения Фалеса относится Диогеном Лаэрцием к первому году 35‑й Олимпиады, т.е. к 640 г. до н.э.
Прежде чем обратиться к решению философских вопросов, Фалес долгое время занимался политическими делами в своем родном городе и, при естественном глубоком своем уме, имел в этом такой опыт, что советы его с одинаковым вниманием выслушивались и простыми гражданами, и ведущими политиками.
Но политические дела не вполне удовлетворяли Фалеса. Ум его искал высших познаний. С этой целью Фалес отправился в путешествие по другим странам, в том числе в Египет, который считался тогда источником всякой мудрости.
Здесь он и изучил философию под руководством жрецов. Уже старцем, с сединами мудрости, он возвратился в свой родной город и здесь для всех открыл сокровищницу своего ума и накопленных познаний.
Он сделал много открытий в области астрономии, метеорологии и других зарождающихся наук. Греческая геометрия, в частности, именно ему обязана своим происхождением и развитием. Считается, что Фалес умел предсказывать солнечные затмения; измерил высоту египетских пирамид по их тени.
Фалес так же, как орфики и Пифагор, придерживался древнего учения о рождении (или истечении) мира из проматеринского божественного Лона.
Сделал первый шаг на пути формирования в античной философии идеи «архэ» — материальной причины сущего, заложив основы перехода от свойственного мифологии генетизма к субстратному мышлению: согласно Фалесу, не только все сущее возникло из воды и продолжает постоянно из нее возникать, но все превращается в воду, и в конечном счете все вообще есть вода.
Бог, по Фалесу, это ум Космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств. Панпсихизм, приписываемый Фалесу, дополняет его видение мира в традиции древнеегипетских представлений о творении земного диска из первобытного океана вкупе с «жизненным дыханием».
Жизнь у Фалеса необходимо предполагает питание и дыхание: эти функции выполняют вода и божественное начало «псюхе».