Краткая биография и цитаты фон Хайека

Афоризмы и цитаты Августа фон ХайекаХайек Фридрих Август фон, 1899-1992, англо-австрийский философ, экономист, классик современного либерализма.

Автор работ: «Дорога к рабству» (1944), «Контрреволюция науки» (1952), «Оишбки социализма» (1988) и др.

Хайек закончил Венский университет, где изучал право, философию и экономику. В 1927— 1931 гг. возглавлял Австрийский институт по исследованию конъюнктуры. После аншлюса Австрии принимает в 1939 г. английское подданство.

В 1950—1962 гг. преподавал в Чикагском университете, затем — в университете Фрейбурга. В 1974 г. вместе с Г. Мюрдалем стал лауреатом Нобелевской премии по экономике. На протяжении всей своей жизни Хайек последовательно выступал против государственного вмешательства в экономику, считая, что это в конце концов неизбежно приводит к тоталитаризму.

 

Власти, управляющие экономической деятельностью, будут контролировать отнюдь не только материальные стороны жизни. В их ведении окажется распределение лимитированных средств, необходимых для достижения любых наших целей.

В мире, где все заранее предсказано и известно, правительство всегда оказывается пристрастным.

Всем нам трудно мириться с незавершенными делами.

Всякий технический замысел или идеал может бьггь воплощен в сравнительно короткое время, если на это будут направлены все силы человечества.

Государство должно ограничиться разработкой общих правил, применимых в ситуациях определенного типа, предоставив индивидам свободу во всем, что связано с обстоятельствами места и времени, ибо только индивиды могут знать в полной мере эти обстоятельства и приспосабливать к ним свои действия.

Граждане тоталитарного государства совершают аморальные действия из преданности идеалу.

Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться.

Демократия способна привести к установлению самой жестокой диктатуры.

Для планирования характерно, что оно создает такую ситуацию, в которой мы вынуждены достигать согласия по гораздо большему числу вопросов, нежели мы привыкли.

Для успешного планирования нужна единая, общая для всех система ценностей — именно поэтому ограничения в материальной сфере так непосредственно связаны с потерей духовной свободы.

Для успешной работы тоталитарной машины одного принуждения недостаточно. Важно еще, чтобы люди приняли общие цели как свои собственные.

Если в обществе возобладают коллективистские настроения, демократии с неизбежностью приходит конец

Если государство в самом деле предвидит последствия своих действий, это значит, что оно лишает права выбора тех, на кого эти действия направлены.

Если демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твердо установленными правилами, она неизбежно вырождается в деспотию.

Из того, что большинство подвержено интеллектуальным влияниям, не следует, что надо руководить мыслью всех.

И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде.

Иногда сочетание опыта и заинтересованности вдруг позволяет одному человеку увидеть вещи под таким углом, под которым другие этого еще не видят.

Когда государство начинает осуществлять прямой контроль в той области, в которой не было достигнуто общественного соглашения, это приводит к подавлению индивидуальных свобод

Конкуренцию никак нельзя соединить с планированием, не ослабляя ее как фактор организации производства.

Куда заведут нас мечты всего нашего поколения — вот вопрос, который должна решать не одна какая бы то ни было партия, а каждый из нас.

Лишь очень немногие могут считать себя действительно свободными в выборе занятий.

Множество отдельных планов не составляет большого целого; сами плановики должны бы признать, что это даже хуже отсутствия плана вообще.

Можно временно пожертвовать свободой во имя более прочной свободы в будущем. Но нельзя делать этот процесс перманентным.

Мы не поумнеем до тех пор, пока не признаем, что наделали много глупостей.

Мы готовы принять любое объяснение кризиса, переживаемого нашей цивилизацией, но не можем допустить мысли, что этот кризис является следствием принципиальной ошибки, допущенной нами самими.

Нам надо учиться смелости, ибо мы должны без страха признать, что за свободу приходится платить, и каждый должен быть готов ради свободы идти на материальные жертвы.

Национал-социализм родился в толще народных масс.

Невозможно предсказать, кто обретет удачу, а кого постигнет разочарование.

Недовольство человека своей долей возрастает многократно от осознания, что его судьба зависит от действий других.

Не обязательно быть пророком, чтобы осознавать надвигающуюся опасность.

Несложно лишить большинство людей способности самостоятельно мыслить. Но надо еще заставить молчать меньшинство, сохранившее волю к разумной критике.

Нетерпимость и грубое подавление всякого инакомыслия, полное пренебрежение к жизни и счастью отдельного человека — прямые следствия фундаментальных предпосылок коллективизма

Никакая группа людей не может присваивать себе власть над мышлением и взглядами других.

Ни один ум не в состоянии охватить все бесчисленное разнообразие человеческих нужд.

Обещание свободы стало, несомненно, одним из сильнейших орудий социалистической пропаганды, посеявшей в людях уверенность, что социализм принесет освобождение. Тем более жестокой будет трагедия, если окажется, что обещанный нам Путь к Свободе есть в действительности Столбовая Дорога к Рабству.

Ничто в такой мере не делает условия невыносимыми, как уверенность, что мы не можем их изменить.

Одной из лучших гарантий мира станет такой международный орган, который будет ограничивать власть государства над личностью.

Свобода выбора в конкурентном обществе основана на том, что если кто-то отказывается удовлетворить наши запросы, мы можем обратиться к другому.

Следует отметить, что положение, согласно которому история подчиняется научным законам, особенно рьяно поддерживают сторонники деспотизма.

Сложная цивилизация предполагает, что индивид должен приспосабливаться к переменам, причины и природа которых ему неизвестны.

События современности тем отличаются от событий исторических, что мы не знаем, к чему они ведут.

Социализм можно осуществить на практике только с помощью методов, отвергаемых большинством социалистов.

Стремление к абсолютной защищенности сплошь и рядом не только не повышает шансов свободы, но и становится для нее серьезной угрозой.

Там, где существует одна общая высшая цель, не остается места ни для каких этических норм или правил.

Текущая история для нас — не история. Она устремлена в неизвестность.

Только там, где мы несем ответственность за свои действия, где наша жертва свободна и добровольна, решения, принимаемые нами, могут считаться моральными.

Частная собственность является главной гарантией свободы, причем не только для тех, кто владеет этой собственностью, но и для тех, кто ею не владеет.

Человеческая природа такова, что люди гораздо легче приходят к согласию на основе негативной программы.

Чтобы политика давала одинаковые результаты разным людям, с ними надо обходиться по разному.

Экономическая свобода — это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность.

Экономический контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей, ибо, контролируя средства, нельзя не контролировать и цели.



Вместе с "Краткая биография и цитаты фон Хайека" можно почитать: