Изречения Парменида
Парменид (V в. до н. э.), древнегреческий политический деятель и философ, изучавший вопросы бытия и познания.
Ты наблюдай, как в уме присутствует и то, чего нет здесь, Одно и то же есть мысль и бытие.
Слово и мысль бытием должны быть: одно существует Слово тебе изреку — склони же внимание слуха! ‑ Но именуется все частичное — Светом и Ночью, Не возникает оно (Бытие) и не подчиняется смерти. Для меня равнозначно то, откуда начать, ибо я приду туда снова.
Какова в каждый момент пропорция смеси элементов Так в пределах великих оков существует недвижно
От бытия бытие никак отделить невозможно:
Ведь ни рассеять его нельзя целиком и повсюду,
Ни в одно место собрать.
Лишь бытие, а ничто не существует.
Слово о том, какие пути предлежат разысканью.
Первый тебе указует: «Есть!» и «Не‑быть — невозможно!».
Это — путь Убежденья, оно же вслед Истине правит.
Путь же второй указует «Не есть!», «Не‑быть — непременность!».
Этот путь — так я говорю — уводит в незнанье,
Ибо тебе ни увидеть того, что не есть, невозможно,
Ни об этом сказать.
И по значению вещей даются им эти названия.
Все в одно время полно и Света и Ночи кромешной;
Чтут равновесье они, отнюдь не причастны друг другу.
Цельное все, без конца, не движется и однородно.
Не было в прошлом оно, не будет, но все — в настоящем.
Без перерыва оно. Ему ли разыщешь начало?
в непрестанно меняющихся членах,
Такова и мысль, приходящая людям на ум. Ибо
природа членов тождественна с тем, что она сознает, у людей,
И у всех существ, и у Всего, а именно: чего в ней больше, то
и мыслится.
То, чему ни конца, ни начала: и Смерть и Рожденье
Изгнаны, их отвела достоверная Истины сила.
Так, само в себе и само по себе пребывает
Бытное там, где оно неизменно лежит. Неизбежность
Мощная держит его, сжав кругом, в оковах предела,
Ибо тому, что есть, невместна незавершенность.