Краткая биография Аполлинария Васнецова

Краткая биография Аполлинария Васнецова

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856, с. Рябовo Вятской губ. – 1933, Москва) прошел в искусстве свой путь, создал свой мир художественных образов.

Он вошел в историю русской живописи и как мастер монументально-эпического пейзажа, воспевшего природу Урала и Сибири, и как создатель историко-бытового жанра, показавшего древнюю Москву.

Родился в многодетной семье священника. В 1866 – 1872 А.М. Васнецов учился в Вятском духовном училище, т.к. дети священников обучались там бесплатно и это был единственный способ небогатой семьи дать детям образование. В 13 лет А.М. Васнецов остался сиротой, но страсть к рисованию, проявившаяся очень рано, и пример старшего брата В.М. Васнецова позволили ему безошибочно определить свое призвание.

Первым его учителем был Э.Ф. Андриолли, живописец, сосланный в Вятку за участие в польском восстании 1863. Васнецов вспоминал его всю жизнь с благодарностью “не только за его уроки рисования, но и за то стремление к честности, свободе и справедливости”, которые заложил в нем этот человек. В 1872 А.М. Васнецов переехал в Петербург, где под руководством брата готовился к поступлению в Академию художеств и познакомился с И.Н. Крамским, И.Е. Репиным, В.В. Стасовым и др. передвижниками.

В 1875 вернулся в Вятку для сдачи экзаменов за курс реального училища, чтобы иметь право на поступление в академию, но подружился с сосланным Ф.Ф. Павленковым, для которого иллюстрировал книжки, увлекся народническими идеями. Сдав экзамен на звание учителя, уехал в с. Быстрину Орловской губ., рассчитывая посвятить жизнь просвещению народа. Убедившись на собственном опыте в несостоятельности теорий народничества, в 1878 Васнецов уехал в Москву, к брату, с тем чтобы заниматься только искусством.

Много работая, Васнецов выставлял свои произведения на выставках передвижников. В 1883 пейзаж Васнецова “Серый денек” приобрел для своей галереи 17. М. Третьяков. В 1880 – 1890 Васнецов много путешествовал по Северу я Уралу. Художник М.В. Нестеров писал о созданных Васнецовым в это время работах: “Аполлинарий был поэт-романтик. Никто, кроме него, так ярко не изобразил ландшафт моей родины, быстрых уральских рек, сибирской тайги”.

В 1898 он отправился во Францию, Италию и Германию знакомиться с искусством этих стран и продолжал много работать.

В 1903 А.М. Васнецов был избран действительным членом Академии художеств. Его полотна “Кама”, “Тайга”, “Северный край”, “Озеро” свидетельствуют о ярком таланте пейзажиста.

В конце XIX – нач. XX в. В. создал полотна и рисунки, посвященные истории Москвы. К этим работам его подтолкнуло не только любование “башнями, стенами и соборами”, но и получение заказов на создание эскизов декораций для Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге. А.Н. Бенуа писал о его исторических картинах: “Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении”.

Васнецов приобрел известность как ученый-археолог и искусствовед: в 1900 стал членом Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе, которое под разными названиями существовало до 1930; в 1918 – -1929 В. был председателем Комиссии по изучению старой Москвы. В последние годы жизни писал пейзажи. Последняя картина “Шум старого парка” (1926) – романтически грустный пейзаж, как бы подводящий итог непростой судьбы художника.

После его смерти в 1933 в Третьяковской галерее состоялась посмертная выставка его работ.