Ксантиппа

Так звали жену знаменитого греческого философа Сократа (ок. 469—399 до н. э.).

Имя ее стало нарицательным, употребляется для обозначения сварливой жены. Однако сведения о неуживчивом нраве жены Сократа лишены достоверности. Самый авторитетный источник — «Воспоминания о Сократе» его ученика Ксенофонта (ок. 445—355 до н. э.)—рисует Ксантиппу заботливой и самоотверженной матерью и никаких сведений о раздорах в семье Сократа не заключает.

Другой ученик Сократа, философ Платон, рассказывает о том, как горевала Ксантиппа, ожидая смерти мужа.

Традиция, увековечившая сварливость Ксантиппы, восходит к «Пиру» вышеназваннего Ксенофонта. В отличие от характеристики Ксантиппы, данной им в своих воспоминаниях, Ксенофонт в «Пире» называет Ксантиппу «самою несносною из женщин не только в настоящее время,но и в прошедшем и в будущем». В этом сочинении Ксенофонта Сократ на вопрос своего собеседиика, философа Антисфена, что побудило его жениться на такой женщине, как Ксантиппа, отвечает: «Я наблюдаю, что лица, желающие стать опытными наездниками, выбирают себе не послушных, а горячих лошадей. Они руководствуются при этом таким расчетом: если они смогут обуздать горячую лошадь,то с другими им нетрудно будет управиться. Так точно поступил и я: желая уметь обходиться с людьми, я женился на Ксантиппе, будучи уверен, что, если я управлюсь с нею, мне легко будет общаться и со всеми остальными людьми».

Этот диалог в «Пире» объясняется тем, что Антисфен был главою кинической философской школы, превозносившей мудрость Сократа. Чтобы оттенить ее, понадобилось противопоставить Сократу контрастный характер, для чего и была придумана его сварливая жена.

После «Пира» Ксенофонта в философских и риторских школах древней Греции прочно утвердилась тема для моральных и риторических упражнений — сравнительная характеристика Сократа и Ксантиппы. Ученики должны были измышлять диалоги между ними. Этот учебный материал и упрочил за исторической Ксантиппой незаслуженную ею характеристику.
(С. А. Жебелев, «Сократ», Берлин, 1923).