Высказывания и изречения Мо-Цзы

Мо цзы, (примерно 470–391 гг. до н. э.), китайский философ, разработавший учение о всеобщей любви – моизм

Если собрать все богатства страны, то они не сравняются с ценностью, которую имеют мудрые и приближенные служилые.

Среди людей мало есть таких, кто бы не умер из за своих слишком выдающихся достоинств. Потому что имеющееся в избытке трудно сохранить.
Хотя отец испытывает родительскую любовь, но он все таки не любит сына бездельника.

Большие и средние реки не брезгуют принимать ручейки и горные потоки, чтобы наполнить себя и тем самым быть великими.

Готовясь к действиям, необходимо сопоставить свои поступки с желанием Неба. То, что Небо желает, делай это, а что Небо не желает, запрети делать.

Того, кто питает к людям всеобщую любовь, кто делает им пользу, Небо непременно осчастливит. А того, кто делает людям зло, обманывает людей, Небо непременно покарает.

Если награждаются не мудрые, а наказываются не жестокие, то это не поощряет мудрых и не мешает жестоким людям.

Непочитание мудрости, назначение на должность неспособных, и в результате – хаос в стране.

На основе прошлого познаем будущее, на основе явного познаем скрытое.

Всякое высказывание должно соответствовать трем правилам. Что такое три правила? Они суть: должно быть основание, должен быть источник, должна быть применимость.

Простой люд имеет три бедствия. Голодающие не имеют пищи, замерзающие не имеют одежды, уставшие не имеют отдыха.

Если высказывания переходят в поступки, то такие высказывания следует сохранить. Если высказывания не могут перейти в поступки, то их не следует сохранять.

Если из ста ворот закрыть лишь одни, то разве можно на этом основании считать, что разбойнику неоткуда войти?

Заблуждение — нарушение правил использования имён.

Высказывать суждение, не понимая того, на основании чего оно возникло, — значит впадать в заблуждение.

Хорошему в древности нужно следовать, но нужно создавать и современное хорошее.

Древние принципы, которым нужно следовать, были ведь новыми для своего времени, а те древние люди, которые следовали этим принципам, не были совершенномудрыми.

Вторгаясь на территорию соседнего государства, армия топчет хлеба, рубит леса, разрушает города и селения и не возвращается обратно.

Если благородные и мудрые управляют глупыми и низкими, то царит порядок.

Долг — это то, когда служилый приносит пользу другим, хотя бы в ущерб себе.

Чтобы понять смысл сказанного людьми, нужно в сердце разграничить истинное и ложное.

Сила обязательно приводит к мирному правлению, а отсутствие силы обязательно приводит к беспорядкам; сила обязательно приводит к знатности, а отсутствие силы обязательно приводит к низкому положению, нищете и голоду.

Справедливость — это то, что полезно.

Если получаешь нечто и оно тебе приятно, то это будет пользой, хотя бы оно и не было к чему-то применимо.

Тот, кто хулит других, должен предложить что то взамен. Критика без таких предложений подобна попытке остановить потоп водой или потушить пожар огнем. От нее не будет решительно никакого проку.

Разум – это понимание сущности вещей.

Чтобы чего нибудь достигнуть, нужны ориентиры. Никто еще ничего не добился без них.

Когда никто в мире не любит друг друга, естественно, что сильные будут побеждать слабых, многие угнетать немногих, богачи насмехаться над бедняками, знатные презирать покорных, хитрые обманывать простодушных. Поэтому все беды, распри, жалобы и ненависть в мире возникают из за недостатка взаимной любви.

Человек, в отличии от животных, живёт, опираясь на свои усилия, а тот, кто не опирается на свои усилия, не живёт.

Высказывания обязательно должны основываться на образце. Если высказывания не строятся на образце… нельзя добиться и ясно узнать разницу между правдой и ложью, выгодным и вредным.

…Всему хорошему и [полезному], что дошло до нас из древности, нужно следовать, но нужно создавать и новые полезные и хорошие вещи.

Если год урожайный, то люди становятся отзывчивыми и добрыми. Если же год неурожайный, то люди становятся черствыми и злыми.

Если нет любви между людьми, то непременно появляется ненависть.

Если ты, рассуждая о справедливости, считаешь, что убить одного человека несправедливо, а убивать множество невинных людей справедливо, то это нельзя назвать знанием рода [справедливости], знанием того, о чем идет речь.

Кто делает добро, того следует прославлять; кто делает зло, того необходимо карать.

Кто усерден [в труде], тот имеет возможность жить, а кто не усерден в труде, тот не имеет возможности жить.

Счастья нельзя просить, несчастья нельзя избежать, если сам поступал плохо, трудился неусердно.

Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что есть судьба, — это все равно что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с него шапку.

Что называем беспорядком? Это когда сын любит себя, но не любит отца, поэтому ради своей корысти он наносит ущерб отцу; это когда младший брат любит лишь себя и не любит старшего брата, поэтому ради своей корысти он наносит ущерб своему [старшему] брату.



Вместе с "Высказывания и изречения Мо-Цзы" можно почитать: