Мотыльковая поэзия

Выражение М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В иронической рецензии на «Стихотворения» Каролины Павловой, напечатанной в № 6 «Современника» 1863 г., высмеивая ее как представительницу «искусства для искусства», Щедрин писал: «Мотыльковою поэзия эта называется по имени мотылька, самого резвого, но вместе с тем и самого легковерного из насекомых, а происходит она по прямой линии от знаменитой песни о чижике, потом проходит сквозь кн. Шаликова и г. Шевырева и заканчивается г-жою Павловой.

Вся эта поэзия есть не что иное, как стихотворное применение приятных манер к случайно встретившимся предметам… Ей [Павловой] все равно, к кому бы ни обращаться, что бы ни петь, потому что не предметы внешнего мира поражают ее, а она поражает предметы внешнего мира галантерейностью своего обращения».

Щедрин назвал осмеянную им безидейную поэзию «мотыльковой», имея в виду стихотворение К. Павловой «Мотылек».

В рецензии на «Новые стихотворения» А. Н. Плещеева («Современник», 1864, № 1) он снова говорит о «мотыльковой школе» поэзии, относя к ней Фета, Павлову и других представителей «чистого искусства».

После Щедрина эпитет «мотыльковый» стал иронически применяться, помимо поэзии, и к другим областям искусства и науки.