Высказывания и изречения Вана Чун

Ван Чун, 27-104 гг.

Древнекитайский философ-материалист и просветитель. Он утверждал, что небо — это природа, оно не имеет ни воли, ни желаний, ни сознания. В природе все происходит стихийно.
Все сущее происходит из начального ци (первоэфира). Различная степень сгущения ци в каждой вещи — причина различия вещей и их свойств.
Ван Чун опровергал утверждения о существовании духов и небесного владыки. В теории познания он исходил из чувственного опыта, в котором он видел главный источник знаний.
В социально-этической области Ван Чун отдает значительную дань фатализму. Ван Чун написал ряд философских трактатов, из которых сохранилась только книга «Лунь хэш» («Критические рассуждения»).

Вещи, которые можно познать, в одинаковой мере познаются и просто умными людьми, и совершенно мудрыми, а то, что нельзя познать, не познается и совершенно мудрыми.

Если ничего не слышать и ничего не видеть, то не может быть и представления о чем-либо.

Легко познаваемые вещи можно понять, размышляя о них, а трудно познаваемые нельзя познать без изучения и исследования.

Среди животных человек — высшее [существо]; среди существ, рожденных небом и землей, человек — наиболее ценное, ибо он наделен способностью к знанию.

Причина того, что правдивые речи отвергаются, а высоконравственные и совершенномудрые мужи встречают отпор, не в том, что они вызывают ненависть за свою мудрость, и не в том, что правдивые речи неприятны, а в том. что намерения высоконравственных и совершенномудрых мужей слишком возвышенны, а правдивым речам трудно следовать на деле.

При добрых природных задатках можно надеяться на устройство своего благополучия, а при благоприятной судьбе есть и возможность добиться этого.

Чтобы сделать вещи полезными, надо заставить их взаимно враждовать, ибо именно взаимная вражда способствует взаимному становлению их как таковых.

Бывает, что победителем в споре выходят не правые и придерживающиеся истины, а тот, кто боек на язык и чья речь искусна и пристрастна. Язык в спорах и тяжбах играет ту же роль, что в сражениях мечи и копья. Острые мечи, длинные копья, сильные руки и быстрые ноги – залог победы.

Утверждать, что человек после смерти все ещё обладает сознанием, равнозначно тому, чтобы сказать, что огонь, после того как он уже погас, все ещё дает свет.

Еще из рубрик(и) "Китайские мудрецы"
Комментарии