Высказывания и изречения Вана Чун

Ван Чун, 27-104 гг.

Древнекитайский философ-материалист и просветитель. Он утверждал, что небо — это природа, оно не имеет ни воли, ни желаний, ни сознания. В природе все происходит стихийно.
Все сущее происходит из начального ци (первоэфира). Различная степень сгущения ци в каждой вещи — причина различия вещей и их свойств.
Ван Чун опровергал утверждения о существовании духов и небесного владыки. В теории познания он исходил из чувственного опыта, в котором он видел главный источник знаний.
В социально-этической области Ван Чун отдает значительную дань фатализму. Ван Чун написал ряд философских трактатов, из которых сохранилась только книга «Лунь хэш» («Критические рассуждения»).

Вещи, которые можно познать, в одинаковой мере познаются и просто умными людьми, и совершенно мудрыми, а то, что нельзя познать, не познается и совершенно мудрыми.

Если ничего не слышать и ничего не видеть, то не может быть и представления о чем-либо.

Легко познаваемые вещи можно понять, размышляя о них, а трудно познаваемые нельзя познать без изучения и исследования.

Среди животных человек — высшее [существо]; среди существ, рожденных небом и землей, человек — наиболее ценное, ибо он наделен способностью к знанию.

Причина того, что правдивые речи отвергаются, а высоконравственные и совершенномудрые мужи встречают отпор, не в том, что они вызывают ненависть за свою мудрость, и не в том, что правдивые речи неприятны, а в том. что намерения высоконравственных и совершенномудрых мужей слишком возвышенны, а правдивым речам трудно следовать на деле.

При добрых природных задатках можно надеяться на устройство своего благополучия, а при благоприятной судьбе есть и возможность добиться этого.

Чтобы сделать вещи полезными, надо заставить их взаимно враждовать, ибо именно взаимная вражда способствует взаимному становлению их как таковых.

Бывает, что победителем в споре выходят не правые и придерживающиеся истины, а тот, кто боек на язык и чья речь искусна и пристрастна. Язык в спорах и тяжбах играет ту же роль, что в сражениях мечи и копья. Острые мечи, длинные копья, сильные руки и быстрые ноги – залог победы.

Утверждать, что человек после смерти все ещё обладает сознанием, равнозначно тому, чтобы сказать, что огонь, после того как он уже погас, все ещё дает свет.



Вместе с "Высказывания и изречения Вана Чун" можно почитать: