Наиболее деспотична любовь женская, требующая себе всего.
Николай Бердяев (1874–1948), русский философ. Представитель экзистенциализма, автор труда «Философия свободы».
Нельзя любить никакой любовью, кроме вечной любви. Если нет вечности, то ничего нет. Мгновение полноценно, лишь если оно приобщено к вечности.
Женщина необыкновенно склонна к рабству и вместе с тем склонна порабощать.
Братство людей не может быть естественным, природным состоянием людей и людских обществ. В природном порядке человек человеку не брат, а волк, и люди ведут ожесточённую борьбу друг против друга.
Создание братства людей есть задача духовная, не разрешимая социальной организацией. Оно предполагает индивидуальности людей и народов, а не объединение в абстрактно-общем.
Вера в бессмертие есть не только утешительная вера, облегчающая жизнь, она есть также страшная, ужасная вера, отягчающая жизнь безмерной ответственностью. Можно было бы сказать, что неверующие больше облегчили себе жизнь, чем веруюшие.
Бездарность есть грех, неверное определение своего места и призвания в мире.
Мещанство есть обратная сторона необузданной жажды наслаждений. Мещанские нормы — плод неверия в благородное самоограничение человека.
Крайняя форма нетерпимости есть фанатизм.
Психоанализ есть психология без души.
У женщин есть необыкновенная способность порождать иллюзии, быть не такими, каковы они на самом деле.
Не неравенство создаёт нужду, а нужда создаёт неравенство как спасительное приспособление, как выход, предотвращающий хозяйственное и культурное понижение и гибель.
Неравенство есть условие развития культуры, и всякое бытие связано с неравенством.
Продолжить чтение «Николай Бердяев про неравенство»
Аристократия, как управление и господство лучших, как требование качественного подбора, остаётся на веки веков высшим принципом общественной жизни, единственной достойной человека утопией.
Духовной аристократии, возвышающейся над всякой общественно-классовой и групповой нравственностью, должны принадлежать первые толчки к дальнейшему прогрессу, без неё наступило бы царство застоя и стадности.
Продолжить чтение «Николай Бердяев про аристократию»
Конфликт жалости и свободы… Жалость может привести к отказу от свободы, свобода может привести к безжалостности… Человек не может, не должен в своем восхождении улететь из мира, снять с себя ответственность за других. Каждый отвечает за всех… Свобода не должна стать снятием ответственности за ближних. Жалость, сострадание напоминает об этом свободе.
Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя… Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы, через отвержение соблазнов свободы.
Этика есть не только суд над человеком, но и суд над Богом. Против Бога восстало не только зло, но и добро, неспособное примириться с самым фактом существования зла.
Каждая школа в искусстве создаёт свою условную ложь, и в эстетических оценках невероятную роль играет снобизм. Эстет есть существо, лишённое всякой свободы восприятия и суждения.
Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, т. е. быть философом.
Каждое поколение имеет цель в самом себе, несёт оправдание и смысл в своей собственной жизни, в творимых им ценностях, а не в том, что оно является средством для поколений последующих.
Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку.
Доброта не противоположна твердости, даже суровости, когда ее требует жизнь. Сама любовь иногда обязывает быть твердым и жестким, не бояться страдания, которое несет с собой борьба за то, что любишь.
Только любящий видит лицо любимого.