Кличка, данная М. Е. Салтыковым-Щедриным кулакам из крестьян, мещанства и купечества, хлынувшим на арену общественной жизни после «реформы» 1861 г.
О приходе «чумазого» Салтыков в введении к «Мелочам жизни» (1886) писал: «Идет чумазый, идет! Я не раз говорил это и теперь повторяю: идет и даже уже пришел! Идет с фальшивою мерою, с фальшивым аршином и с неутомимою алчностью, глотать, глотать, глотать…
[В деревне] мы прежде всего встретимся с «чумазым», который всюду проник с сонмищами своих агентов.
Эти агенты рыщут по деревням, устанавливают цены, скупают, обвешивают, обмеривают, обсчитывают, платят несуществующими деньгами, являются на аукционы, от которых плачет недоимщик, чутко прислушиваются к бабьим, стонам и целыми обществами закабаляют и уводят в рабство людей, считающихся свободными.
Словом сказать, везде, где чувствуется нужда, горе, слезы,— там и «чумазый» с своим кошелем.
Мало того: чумазый внедрился в самую деревню в виде кабатчика, прасола, кулака, мироеда».
Об этом же писал Салтыков в «Убежище Монрепо» (1879): «Придет «чумазый», придет с ног до головы наглый, с цепкими руками, с несытой утробой — придет и слопает!»