Цитаты и высказывания об Игоре Стравинском

Сейчас о Стравинском сказали бы, что великий композитор был «прикольным пацаном». И это правда.
Елена Васенина

Он ужасно маленького роста, но страшно шикарный… носит шелковое белье, монокль и т. д. Вместо жилетки у него вязаные кофточки разных цветов, которые он меняет почти каждый день. Вообще у дяди все особенное. Перчатки сшиты на руках швами наружу… это считается верхом утонченного вкуса.
Татьяна Стравинская

Кольца, гетры, шейные платки, клапаны, галстуки, булавки, часики, кашне, безделушки, пенсне, монокли, очки, цепочки – все это ничего не говорит о нем. Это только внешнее проявление безразличия Стравинского к тому, что о нем скажут. Он сочиняет, говорит, одевается так, как хочет…
Жан Кокто

Был у меня Игорь Стравинский… он небольшого роста, слабый на вид, с желтым, худым и усталым лицом, с узким лысеющим лбом, редкими волосами, с прищуренными за стеклами пенсне глазами, мясистым носом и толстыми губами. Его лицо непропорционально длинно по отношению ко лбу. Он умен и очень прост в обращении.
Ромен Роллан

Стравинский был наделен магической способностью подчинять себе все, появляющееся в поле зрения.
Альфред Шнитке

Стравинский напоминал одну из тех маленьких птиц с большими крепкими клювами, типа кардиналов или попугайчиков, которым присущи быстрые, наэлектризованные и нервные движения.
Николай Набоков

Дядя до того развил себя физически, что весь покрыт мускулами. Он очень силен и свободно поднимает одной рукой полтора собственных веса.
Татьяна Стравинская

Стравинский увлекался физкультурой; мог всплакнуть, слушая собственную музыку; любил, опрокинув несколько стопок водки, порассуждать с Баланчиным о политике. Но главное – во всем оставался высоким «петербургским» профессионалом.
Соломон Волков

В Швейцарии он пил белый Neuchâtel, когда сочинял, во Франции – красное Bordeaux. В Америке виски – Jack Daniels, Jim Beam, или даже кружку пива.
Роберт Крафт

Стравинский – редкостно умный человек. Ум у него ясный, отчетливый, безошибочно схватывающий самую сущность мысли, хотя, пожалуй, мало внимательный к ее оттенкам. Ум резкий и нетерпимый. Интуиция у него уму подчинена. Поразил меня его крайний политический консерватизм…
Георгий Адамович

Стравинский не только способен на теплое чувство, на нежность, но, кажется, сам в них нуждается. Я почувствовал в нем какую то тяжесть и напряжение, пробуждавшие в вас желание успокоить и ободрить его.
Самуил Душкин

Когда я вспоминаю о том, что ты живешь рядом, на свете, мне самому становится легче жить.
Сергей Дягилев – Игорю Стравинскому

В отличие от других музыкантов, обычно равнодушных ко всему, что не есть их искусство, Стравинский интересовался живописью, архитектурой, скульптурой, жаждал «просвещаться». Если Стравинский и шокировал нас подчас своей «типично русской» резкостью и какой то склонностью к цинизму, то в нем было много и той чарующей экспансивности, и того «сентиментального реагирования», которые являются лучшими источниками вдохновения.
Александр Бенуа

Где бы ни поселялся Стравинский, он начинал с того, что полностью менял убранство своего жилища; стены перекрашивались в живые, светлые тона; расставляли мебель старинного стиля, вышедшую из моды, но опять входившую в моду.
Эрнест Ансерме

Письменный стол Стравинского был похож на столик хирурга в операционной… Каждый из пузырьков с разноцветными чернилами, выстроенных в ряд, принимал участие в образовании высшего порядка. По соседству с ними располагались всевозможные сверкающие стальным блеском предметы – линейки, лезвия, перочинные ножи, рейсфедер, специальное приспособление для начертания нотных линеек, изобретенное самим Стравинским, а также клей разных сортов. <…>
Здесь царил тот порядок, в котором ощущался некий внутренний свет. Свет этот озарял и все листы, исписанные резким, решительным почерком Стравинского.
Шарль Фердинанд Рамю

Порядок на столе Стравинского наводит ужас.
Жан Кокто

У Стравинских, когда они жили в Калифорнии, было два кота – Васька и Панчо. Васька был фаворит и добился, чтобы второго кота вытурили.
Васька ни с кем не хотел делить Стравинского.
Джордж Баланчин

Этот человек врос в работу, облачился в нее, он весь, как человек оркестр в давние времена, увешан музыкой, он строгает ее и покрывает все вокруг слоем стружки.
Жан Кокто

Музыка, которую он писал всю жизнь con tempo, в ногу со временем, осталась жить в вечности.
Светлана Савенко

Музыка Стравинского – это музыка русской революции!
Ганс Холланд

Музыка Стравинского – это музыка, созданная из другой музыки… это музыка, откуда музыка изгнана.
Теодор Адорно

Если Стравинский рассматривал историю музыки на всей ее протяженности, черпая в ней вдохновение, это ничуть не умаляет оригинальности его искусства… именно в его странствиях по истории музыки и, следовательно, в его сознательном, намеренном, гигантском и не имеющем себе подобных «эклектизме» и состоит его несравненное своеобразие.
В произведениях Стравинского европейская музыка вспомнила свою тысячелетнюю жизнь; это было ее последним сновидением, перед тем как уснуть вечным, без сновидений, сном.
Милан Кундера

Невероятное разнообразие его стилистических приемов напоминает отсутствие стиля.
Эрнест Ансерме

Властитель музыкальных дум европейских, наш соотечественник Стравинский меняет стили свои со скоростью парижских мод… [но] сезонная мода пройдет, и горе тому, кто не успел выдумать новую.
Леонид Сабанеев

Стравинский сваливает в один мешок подлинные народные напевы и пошлейшие, площадные грубые песни и уродливые мотивы, сдабривая все это дикими гармониями и такими же контрапунктами.
Надежда Римская Корсакова

Стравинский в поисках острой, эксцентрической звучности не дошел до сознания большинства. Его пьесы воспринимались с улыбкой, как курьез. Ослепительность красок этого музыкального балагана кажется нам мишурной и раздражающе пестрой.
Семен Богатырев

Решительнее, чем когда бы то ни было, могу сейчас произнести приговор над ложным, бесконечно ложным искусством Стравинского: искусство временного рынка, вызванное к жизни случайным стечением обстоятельств, – оно умрет естественной и невзрачной смертью, когда минует в нем надобность, когда исчезнет Дягилев и мода на русский балет в Париже, когда «утонченные» парижане пресытятся варварским и потребуют в своих музыкальных ресторанах классиков или кого еще другого. Тогда Стравинскому придется закрыть свою фабрику модернизированных лубков и заняться чем либо иным.
Леонид Сабанеев

Сейчас он стоит один, как исполин, и никого нет рядом с ним, и я лично и не вижу ему преемников ни в пределах нашей родины, ни за ее пределами. И творческое бессмертие он уже получил: его имя вписано в историю русской музыки уже давно – в эпоху «Петрушки» и «Весны священной».
Леонид Сабанеев

Стравинский не может сказать ничего положительного. У него нет веры в свою художественную миссию. Он с головой увяз в отжившей культуре буржуазной Европы. Для него пути к просветленному творчеству отрезаны.
Николай Малков

Испанец Пикассо – в живописи,
русский Стравинский – в музыке,
видите ли, столпы европейского
искусства.
Владимир Маяковский

Игорь стремится к новизне во что бы то ни стало… У него нет настоящей музыкальной красоты, его гармонии грубы или недостаточно изящны, мелодия, конечно, как ныне подобает, отсутствует, и очень заметно намерение щегольнуть и поразить новизной. Но в то же время новизна то его не особенно нова – он сильно подражает современным французам, иногда копирует их, но, так как он прошел у папа хорошую школу, то техника его гораздо выше, чем у всех этих Равелей, Дебюсси и компании.
Надежда Римская Корсакова

Стравинский страдает, пожалуй, своего рода психозом: манией приведения в расстройство всех мало мальски здравых музыкальных мыслей.
А. Малерб

Стравинский – большой, исключительный мастер, обладающий разнообразной тематикой, безусловной самостоятельностью творчества, резко выраженной индивидуальностью, яркой красочностью, изобразительностью, проявляющий сильное чувство иронии, но несколько поверхностный…
Арнольд Альшванг

Бедность музыкальной мысли, умышленно вульгарные темы сочетаются у Стравинского с необычайной изысканностью колорита и гармонии. Многие слушатели склонны были принять эту музыку анархию как курьез.
Александр Оссовский

Стравинский – искусный, суровый, умный мастер, виртуоз оркестра и яркий выразитель достижений современной музыкальной мысли.
Юлиан Вайнкоп

Знаете, Стравинский был хорошим композитором, но это не значит, что я буду слушать его музыку круглые сутки!
Ллойд Кауфман

О Стравинском есть глупое такое мнение: будто он сухой композитор, будто его музыка скалькулированная, чересчур сложная. На самом деле музыка Стравинского веселая, упругая, очень танцевальная.
Джордж Баланчин

Под его исступленную игру все уже не репетировали, а по настоящему танцевали.
Серж Лифарь

Его музыка убивает танец, сковывает, а не обогащает. Она настолько хороша сама по себе, что не нуждается в танце.
Серж Лифарь

Игорь Федорович, несмотря на удивительную и может быть кажущуюся рациональность его творчества, – натура не интеллектуальная, а чувствительная, эмоциональная, я бы сказал, артистическая в наивысшем значении этого слова…
Петр Сувчинский

В творчестве Стравинского всегда была чувствительным недостатком слабость эмоционального элемента, душевных движений.
Виктор Вальтер

Стравинский был великолепен. Эта музыка волнует меня необыкновенно. Я люблю ее как то особенно.
Антон Веберн

Стравинский оскорбил потребность человека считать, что увлажненные глаза лучше, чем сухие, что рука, положенная на сердце, лучше, чем рука, лежащая в кармане, что вера лучше, чем скептицизм, что исповедь лучше, чем знание.
Милан Кундера

Можно не любить искусство Стравинского. Нельзя отрицать его мощи, его силу воздействия. Оно развертывается перед нами, словно явление природы, с той же непреложностью, с той же необходимостью, не считаясь нисколько со вкусами нашими, с привычками. Спокойно заявляя о себе и постепенно внедряясь в нашу жизнь, оно глубоко изменяет наше музыкальное мышление.
Борис Шлёцер

Музыка «Жар птицы» меня весьма утешила. Масса изысканных звуковых эффектов. Но есть и на чем можно от них отдохнуть. Игорь упоен успехом балета. Он перезнакомился здесь со всем передовым французским музыкальным миром, и все до Дебюсси включительно расточали ему комплименты.
Андрей Римский Корсаков

Поняв, что ни одна другая страна не может заменить Россию, Стравинский находит в музыке единственное отечество. Его единственный дом – это музыка, вся музыка всех музыкантов, история музыки… Он сделал все, чтобы чувствовать себя там как дома.
Милан Кундера

Когда «Агон» сыграли в первый раз, Стравинскому было 75 лет. Это самая юная музыка из всех, написанных стариками.
Она распахивает окна, развеивает по воздуху старые идеи прогресса, освобождает от традиции новое… много чего делает en passant [походя, между делом]; это скупая музыка, полная желез и отверстий для заглядывания в будущее, тройным прыжком скачет из одного вымышленного века в другой… со всей очевидностью манипулирует слушателем, как шахматной фигурой в игре, правил которой он не понимает…
Элмер Шёнбергер

[На премьере «Весны священной»] публика вскипела сразу. Повсюду хихикали, шикали, свистели, тявкали и клокотали по звериному, и на том, глядишь, и успокоились бы, если бы толпа эстетов и кое кто из музыкантов, уже вошедшие в раж, не взялись бы оскорблять и задевать публику, расположившуюся в ложах. Гвалт перерос в побоище.
Жан Кокто

…Как мы в нашей юности могли избежать влияния взорвавшейся, подобно атомной бомбе, «Весны священной», опрокинувшей в 1913 году всю нашу технику письма, весь наш стиль? Эта бомба была выдумана и брошена мудрейшим и сильнейшим из композиторов. И с тех пор господствует Царь Игорь. Он дает бой всегда новым оружием и, нанося поражения противникам, открывает новые перспективы своим приверженцам.
Артюр Онеггер

Стравинский продолжает причинять неисчислимый вред, потеряв раз и навсегда чувство направления. Он попал из огня да в полымя, когда занялся воскрешением мертвых и стал подносить нам попеременно Перголези, Баха и Чайковского.
Альфред Сван

Кокетство, снобизм, вычурность, стремление эпатировать, оглушить, ослепить фейерверком ритмических, тембровых и гармонических чудес – начисто чужды музыкальному языку позднего Стравинского (вспомним величественную простоту «Эдипа»), новый его стиль – мудрый примитивизм, когда музыка, сбрасывая с себя великолепные и грузные одежды технических достижений, периодически обновляется, возвращаясь к своим первоначальным истокам – к танцу, к мелодии…
Иван Соллертинский

То, что делает Стравинский, – гибель музыки, смертельная ее болезнь или радикальное перерождение и обновление.
Борис Шлёцер

Последний композитор, которого публика несла на руках, был Стравинский в 1913 году. Сейчас такого композитора нет и никогда больше не будет.
Владимир Мартынов

Стравинский – это Эйнштейн музыкального искусства!
Джордж Баланчин

Близкие темы
Комментарии

^