Цитаты Ирины Архиповой

Ирина Константиновна Архипова, 1925 – 2010, русская оперная певица.

Человека не могут унижать какие‑то внешние факторы – важно, чтобы он сам себя не чувствовал униженным, чувствовал себя личностью, знал себе настоящую цену. Все остальное – вторично, бытовой антураж. Хотя должна признать, что для очень многих, чтобы самоутвердиться, именно внешняя сторона жизни является определяющей, а порой и единственным доказательством личностной и социальной полноценности.

Что хуже, а что лучше: индивидуализм, доведенный в некоторых странах до абсурда, изолированность людей друг от друга, когда они замыкаются в «мой дом – мою крепость», а потом сами же страдают от разобщенности и одиночества, или что‑то иное?..

Жаль, что современные городские дети лишены полноценных впечатлений от чудес природы, которые подспудно воспитывают душу, формируют и развивают чувство красоты и любви к окружающему миру.

Все сделанное своими руками придает дому особый уют.

Что мы сейчас имеем? Телевизор, по которому «гоняют» ту музыку, которая кажется музыкой телевизионным начальникам? Они просто «подстраивают» ее под свой вкус (воспитанный в наших школах) и навязывают миллионам. Такое ощущение (да нет! уже убеждение!), что идет целенаправленное оболванивание народа при помощи трансляции по всем каналам одного и того же – нет, не музыки, а ее ритмического суррогата. Под эту «попсу» (слово‑то какое идиотское, примитивное, но очень часто употребляемое теперь) хорошо плясать‑дергаться, но не с утра же до вечера – надо когда‑то и поработать. «Душа обязана трудиться», – замечательно сказал поэт. И именно классика заставляет душу трудиться, воспитывает и просвещает ее, точнее, просветляет…Мелодия! Где ее отыщешь в этом шумовом потоке, льющемся в эфире?

Семья – начало начал, опора и защита…

Влюбленным весь мир кажется прекрасным…

Такая возможность – с младенчества общаться со старшим поколением, чувствовать любовь и доброту, впитывать в себя мудрость, знание жизни – формирует душу ребенка, дает ему правильные жизненные ориентиры.

Многое в человеке закладывается в детстве. Хорошо, если закладывается доброе.

Непосредственного восприятия музыки в зале, ее воздействия на душу не заменишь ни аудио‑, ни видеозаписями.

Нередко приходится слышать, как молодые певцы, не утруждая себя глубинным осмыслением содержания произведения (или просто не понимая его), идут по пути внешнего подражания какому‑нибудь, пусть и очень хорошему исполнителю – они как бы примеряют чужую одежду на себя. Результат бывает печальный – появляются бездушные, не пропущенные через сердце исполнительские трафареты, хотя певцы и используют уже апробированные интонации, эмоциональные акценты.

Еще хуже, когда певцы для исполнения выбирают произведения ради их красоты, ради нескольких эффектных нот – в ущерб содержанию. А ведь романсы, написанные на настоящие стихи, – это полноценные драматические произведения, пусть и небольшие. Их мало спеть – их надо сыграть.

Было бы желание, а научиться можно многому, главное, чему? Тут уж человек выбирает сам – что подсказывает ему его ум, сердце, совесть…

Человека формирует окружение, и очень важно, под чье влияние ты попадаешь, на кого потом ориентируешься.

Человеческие судьбы, жизненные пути – это уж зависит от времени, в котором всем нам выпало жить. Главное, человек должен делать то, что ему предназначено свыше, для чего он пришел в этот мир…

Актерам ведь так нужна похвала, так нужен успех, который окрыляет, дает силы для дальнейшего движения вперед.

Театр есть театр, и чужой успех здесь зачастую воспринимают как собственное поражение, а добрые слова в адрес другого – как личное оскорбление.

В конце концов о человеке судят по делам, по тому, что он умеет, а не по досужим разговорам или по самомнению…

Раскованность хороша на сцене, а не в повседневной жизни и тем более в трудной, черновой работе над ролями.

Театр, сцена немыслимы без самоотдачи, без постоянного труда, без самодисциплины…

Профессия дирижера очень сложна именно своей универсальностью, потому она и такая редкая, а по‑настоящему хороших оперных дирижеров не так уж и много, их просто единицы.

Ни один артист не застрахован от разного рода неожиданных происшествий на сцене – театр есть театр, а особенно если это оперный. Дело в том, что в операх, в отличие от драматических постановок, занято очень много исполнителей: и большой оркестр, и солисты, и артисты хора, мимического ансамбля, и работники постановочной части… Чем больше людей, тем больше может возникнуть, как говорят в театре, «накладок». Роль каждого участника такого сложного действа, каким является оперный спектакль, важна – независимо от ее величины. Даже незаметный статист может повлиять на ход спектакля, если не будет четко и вовремя делать то, что должен делать.

Каждый видит то, что хочет видеть. Важно знать самому – кто ты есть, а мнение других (злобствующих) – это только их интерпретация. Стоит ли принимать ее близко к сердцу?..

Каждый думает в меру своей испорченности, занимается саморазоблачением…

В жизни радость и горе ходят рядом.

Петь программу по‑русски для людей, не понимающих этого языка, большой риск…

Таково свойство нашей памяти: разглядываешь старую фотографию, пробегаешь глазами уже пожелтевшую газету – и когда‑то пережитое, перечувствованное словно оживает вновь.

Мало знающие уверены, что другие знают еще меньше их…

Для формирования певца одного голоса мало – необходимы музыкальность, хорошая вокальная подготовка, профессиональная выносливость, артистичность и, конечно, индивидуальная интерпретация исполняемого произведения. Не обладая таким комплексом качеств (может быть, его следует еще расширить), человек даже с превосходным голосом никогда не станет настоящим певцом.

Классическая музыка – это фундамент, на котором потом возводится вокальное здание. Если фундамент прочный, то и здание можно строить крепкое, высокое, красивое.

Классическая музыка внешне совсем не эффектна, все ее достоинства и значительность – внутри. Несмотря на такую кажущуюся простоту, петь ее непросто и получается она не у каждого. Строгая, благородная, эта музыка требует от исполнителя его собственной внутренней содержательности, душевной зрелости, она как бы поднимает вас до своего уровня.

Если молодой певец может продемонстрировать ровность звучания, выразить глубокий смысл и значительность произведения, передать сдержанный и благородный стиль классической музыки – он действительно перспективный мастер. Вокальные конкурсы сразу это выявляют.

Все‑таки нет на земле полного счастья…

Люди, где бы они ни жили, везде заслуживают только подлинного искусства, никаких подделок под него!

В искусстве, как и в жизни, действует закон конкуренции. Жестокий закон, но закон: либо у человека есть талант, либо нет. Уравниловки в искусстве быть не может. Ведь часто так и бывает, что именно бесталанные (хотя и хорошо обученные) исполнители отвращают публику от музыки, и наоборот, яркие, талантливые артисты привлекают к ней новых и новых слушателей.

Природа продолжает рождать изумительные по красоте голоса. Надо только найти их, как самоцветы в толще земли, обработать, отшлифовать – и тогда они заиграют всеми гранями, радуя всех нас.

Талант – вещь редкая и поэтому требующая внимания к себе, бережного и чуткого отношения. Хотя и бытует расхожее мнение, что талант все равно пробьет себе дорогу, я считаю, что ему надо помогать. Это посредственность бывает пробивной, а талант должен расти, не тратя отпущенную ему природой силу на бессмысленные порой препятствия…

Названия стран меняются, границы – тоже, а народы, их искусство как жили, так и живут.

Ведь это так важно каждому из нас – знать о своей нужности.

Важно, что ты сделал в отведенное тебе на этой земле время. И что ты оставишь после себя…

Искусство долговечно, жизнь человека коротка. И надо спешить, чтобы успеть сделать как можно больше. А для этого нужно главное – достаточно времени.

Воспоминания воспоминаниями, но жить‑то надо настоящим и будущим, а планы, мечты тем и хороши, что их можно осуществлять.

Еще из рубрики Оперные певцы:
Всегда популярно и полезно:
Комментарии:




^