Цитаты Лидии Смирновой

Лидия Николаевна Смирнова, 1915 – 2007, русская советская актриса.

Я сперва очень ревновала своего мужа. Но когда ему изменила — тут же перестала ревновать!

Мужчину нужно обязательно накормить.

Научить актерскому мастерству нельзя, но знания, опыт приобрести можно. Я ведь раньше думала, что многое не умею, а когда повзрослею, научусь, мне будет легче. Ничего подобного.

Когда я приобрела жизненный и творческий опыт, я уже знала жизнь, и она меня жестоко хлестала. Много надо было страдать, чтобы что то понять. Но вместе с опытом пришла неудовлетворенность, большая требовательность к себе, к искусству, к профессии актера.

Конечно, каждый человек, если он умен, уверен в себе — знает себе цену. Все гениальные люди знали себе цену.

Если я не нравлюсь, не имею успеха, у меня портится настроение, и я недовольна собой и человеком, которому не нравлюсь. Играть скверно написанные роли — пустое дело. Потом понимаешь, что лучше ждать.

Талант, по моим наблюдениям, не проявляется в чем то одном. Талантливый человек часто проявляет себя и в музыке, и в живописи, и в литературе.

Красивые мужчины вообще очень заняты своей внешностью.

…Я не люблю красивых мужиков, они до противного себя любят, слишком занимаются своей внешностью и зачастую очень самоуверенны.

Из разговора с композитором И. И. Дунаевским:
– Женщина, Исаак Иосифович, — сегодня подурнеет, а завтра похорошеет, а вот вы постарели, и с этим уже ничего не поделаешь.

Порой мы сами сокращаем любовь, а могли бы продлить, если бы не наш быт, который превращает чувство в повседневность. Мне кажется, что любовь — это чувство творческое, созидание…

Хорошо, когда режиссер подскажет, иногда он может попасть в точку, но актеру прежде всего надо надеяться на себя. Я хранила людские интонации в памяти, как любой литератор сохраняет удачные фразы в своих записных книжках.

Трудно вообще в чувствах разбираться, потому что неизвестно, кто на что способен.

Кому было легче?.. Тому, кто любит и живет с любимым, или тому, кто разлюбил, а все равно живет?

Вообще у наших русских мужчин много хороших черт, они удалые, они молодцы, но…

Думаю, наши русские мужчины вряд ли прославятся своей элегантностью и нежностью.

Если человек очень захочет, он обязательно сделает. И когда мне говорят: «Я не умею», — я этого не понимаю и понимать не хочу.

Я очень ревнива к отношениям дочерей и матерей. Эта тема пожизненная. Я даже когда вижу, что по улице идут две женщины — постарше и помоложе, определяю, мать это и дочь или нет.

То, как человек относится к своим родителям, — показатель, какой он человек.

Как это писатель может не любить природу?! Как это вообще возможно? Для меня природа — это все. Любовь и природа!

Я часто слышала за спиной: «И зачем это ей надо?» Смело могу сказать — мне завидовали. Чувство зависти свойственно актерам.

Когда кто то из актеров имеет успех, я не ревную — знаю, что свое возьму. Я завидовала, когда не была актрисой. Завидовала тем, кто на сцене. Из за этого я и пошла сдавать экзамены во все театральные учебные заведения.

Есть такая категория людей — если у вас все благополучно, они с вами, но как только затруднения и нужно чем то пожертвовать или, может быть, с кем то испортить отношения или не угодить начальству — их нет.

Всякое разочарование в любом человеке оставляет осадок.

Каждый человек, наверное, к концу жизни, хотя никогда не знаешь, когда конец, но все таки, прожив, скажем, восемьдесят лет, хочет и даже обязан подводить какие то итоги, анализировать свое прошлое. Что сделано зря, а что не зря, сколько было ошибок.

Надо собой побольше заниматься, чтобы продлить жизнь.

Я думаю, сегодня ни врачи, ни ученые не знают, почему женщины живут дольше. Наверное, физиология женского организма лучше приспособлена преодолевать недуги и бороться с ними.

У каждого своя судьба…

Я знаю одиноких женщин, которые сидят дома, махнув на все рукой. Конечно, дома удобно, вот так — в халате. Но это засасывает, а останавливаться ни в коем случае нельзя, надо через силу идти. Да, идти вперед…

Это самое главное, особенно для актрисы кино — перешагнуть через свои трудности.

С моими зрителями я чувствую себя человеком. Зрительскую любовь ничем не заменишь.

Человек жив, пока его навещают и помнят.

У нас великолепный спорт, чемпионы, мы побеждаем на международных соревнованиях. Но культа спорта, физической культуры у нас нет.
…Задача вырастить своих чемпионов — это, конечно же, честь страны, и это надо, но, повторяю, духовной потребности в спорте у нас нет. Я это связываю с любовью к природе.

Человек, особенно женщина, может часами трепаться по телефону. А если это время посвятить гимнастике?

Старшее поколение у меня часто вызывает особое уважение.

Мне кажется, надо разрушать злобность, от которой всем так плохо.

В нашей профессии имеет колоссальное значение, кто твой партнер, кто тебя окружает. А как хорошо, когда партнер талантлив! Чем он лучше, тем лучше тебе. Всегда хочется тянуться, равняться по нему. И потом просто видишь и чувствуешь, чем живет твой партнер.

Есть партнеры — эгоисты, которые думают только о себе…Такой партнер, когда играет, хочет быть главным, хочет всегда быть в фас, не хочет поворачиваться ни боком, ни спиной. Он желает диалог по возможности превратить в монолог. Если бы мог, он играл бы один. И он совсем не думает о партнере, о его настроении, не испытывает желания ему помочь.

К сожалению, наше время диктует свои условности, свои привычки. Мы живем в бешеном ритме, в бешеном темпе и невольно этому поддаемся. Ведь в жизни мы сейчас не разговариваем, а просто болтаем. Обратите внимание, что сейчас никто, как правило, не договаривает фраз. В XIX или в начале XX века не только дворяне, но и люди среднего сословия и крестьяне разговаривали в другом ритме. Договаривали, додумывали, дослушивали, вообще слушали друг друга.

…А когда разговаривают вдвоем? Вы видели, чтобы третий, подойдя, извинился? Ничуть. Сразу о своем.

Культура речи упала. Ну, конечно, не у всех, но у многих.

Хороший актер, профессиональный, с хорошей школой — он везде актер. Ну а талант — это уже от Бога.

Актер в любом случае обязан зрителю что то дать, на чем то его сосредоточить, чтобы зритель что то узнал или вышел обновленным.

Кино — это таинство, которое существует в искусстве.

Сколько у нас злобности, завистливости, недоброжелательства. Надо делать добрые дела, помогать друг другу. Я верю, что можно еще возродить русскую доброту.

Люди, от которых исходит добро, могут сделать многое.

На съемках во всем нужна добросовестность. Впрочем, и не на съемках тоже.

Драматурги, сценаристы не пишут или мало пишут о женщине среднего возраста. Больше героинь молодых, девочек, влюбленных. А чем дольше человек прожил, тем больше он знает; его биография так наполнена, разнообразна, интересна, что такой характер легче написать. Но подобных ролей всегда мало. Вообще женских ролей в десять раз меньше, чем мужских. В каждом сценарии — восемь десять мужских ролей и одна две — женские.

Правду говорят: из двух любящих счастливее тот, кто любит. Тот, кого любят, менее счастлив.

Театр и кинематограф — творчество коллективное. Актерская профессия начинается с письменного стола драматурга, писателя или сценариста.

…Зависимостей у киноактера масса: физическая, психологическая, зависимость от погоды, от бытовых условий, от своих болезней и болезней других актеров. Есть и зависимость от атмосферы, которая возникает на съемке, от дисциплины, от режиссера.

Крупный план занимает особое место в кинематографе. Он акцентирует что то важное, существенное.

Мне кажется, что профессии актера вообще свойственно честолюбие, куда деться. Если человек на виду, если он, скажем, мэр города, он хочет понравиться, хочет иметь успех у жителей. Так что уж говорить об актерах! Сама их профессия требует популярности. Ученый, например, довольствуется сознанием того, что он принес пользу своему народу, сделав какое то открытие, а человек искусства, особенно актер, хочет быть признанным при жизни, ему нужна слава сегодня. Если я не могу сегодня сыграть роль, о которой когда то мечтала, то все равно я хочу иметь успех, пусть не в театре, кино, а на эстраде или на встречах со зрителем. Успех так необходим актеру!

Талантливый человек проявляется не только в творчестве, но и в том, как он строит отношения с людьми, со зрителями, с окружающей средой, в восприятии всего этого. Мне иногда не хватает знаний, но у меня богатая интуиция и воображение. Я много размышляю, анализирую. Я умею слушать — это тоже талант.

Человек умеет приспосабливаться. Это наше благо.

Я люблю действенную дружбу и действенную любовь. Некоторые люди без конца объясняются в любви и ничего не делают. А когда к ним обратишься за помощью, они заняты или вообще не понимают, о чем я говорю.

Комментарии и отзывы