Бог из машины

Бог из машины. Deus ex machina [дэус экс махина]

Название одного из театральных приёмов античной трагедии: в конце пьесы с помощью механических приспособлений на сцену внезапно опускался актёр в образе божества, которое вмешивалось в людские дела и разрешало все конфликты.

Например, в трилогии Эсхила «Орестея» главного героя, Ореста, отомстившего матери и её любовнику за убийство своего отца Агамемнона, преследуют Эринии, богини мщения и кровных уз материнского рода. По совету бога Аполлона Орест предстает перед судом ареопага (совета афинских старейшин), но голоса судей распределяются поровну, и только голос богини Афины решает дело в пользу героя. Чтобы умилостивить разгневанных Эриний, она устанавливает в своём городе их культ, и т.о. неожиданное вмешательство богини разрешает конфликтную ситуацию.

Гораций в “Науке поэзии” советует поэтам не злоупотреблять этим приёмом:
Бог не должен сходить
Для развязки узлов пустяковых.

Таким образом, deus ex machina можно назвать натянутую концовку произведения, не вытекавшее из естественного хода событий разрешение сложной ситуации, непредвиденные обстоятельства, неожиданности, сюрпризы.

Я, батя, к тебе случайно, на манер deus ex machina. Приехал [...] вашего бывшего городского голову защищать.
А.П. Чехов, “Святая простота”.

Его охватило желание сыграть роль настоящего deus ex machine — открыть окно и крикнуть полицейскому, что нелепо штрафовать безобидного старика.
Джон Фаулз, “Дэниэл Мартин”.

Сегодня популярно:
Комментарии:




^