В VI песне «Энеиды» Вергилия главный герой спускается в подземное царство, чтобы повидаться с отцом Анхизом и узнать от него о славной судьбе своих потомков — римлян.
Это самое важное место в идейном содержании поэмы, прославлявшей Энея, мифическою предка рода Юлиев, к которому принадлежали Юлий Цезарь и его приёмный сын, император Август), и могущество римского государства.
Недаром, при предварительном чтении Августу Вергилий выбрал отрывок именно из VI песни.
Слова Анхиза стали пророчеством об историческом предназначении римского народа:
Смогут другие создать изваянья живые из бронзы
Или обличье мужей повторить во мраморе лучше,
Тяжбы лучше вести и движения неба искусней
Вычислят иль назовут восходящие звёзды — не спорю:
Римлянин! Ты научись народами править державно —
В этом искусство твоё! — налагать условия мира,
Милость покорным являть и смирять войною надменный.
Под «другими» прежде всего имеются в виду греки, чья культура оказала огромное влияние на римскую и чьи достижения в искусстве, красноречии и различных науках казались римлянам недосягаемыми. Эти слова подтверждают то, что сами римляне, привыкшие побеждать и управлять, осознавали своё принципиальное отличие от греков, более склонных к созерцательной жизни, к поиску гармонии и красоты в окружающем мире.
Выражение употребляют, желая подчеркнуть, что всякому следует заниматься своим делом или что первенство в какой-либо области принадлежит другим.