Искусство требует жертв
По одной из древнегреческих легенд, бог поэзии и музыки Аполлон, рассердившись на возгордившегося своим искусством игры на флейте Марсия, вызвал его на состязание — флейта против лиры. Победителю представлялось право избрать наказание для побеждённого. Поскольку судьями были музы, победителем был признан Аполлон. Наказание он выбрал ужасное: привязал Марсия к сосне и с живого содрал с него кожу.
Эта легенда легла в основу многочисленных скульптурных и живописных произведений искусства в эпоху эллинизма, а затем Ренессанса. В первоначальном мифе, по-видимому, отразился обряд, связанный с плодородием и требовавший принесения в жертву человеческой жизни.
Возможно, легенда как-то повлияла на возникновение крылатого выражения, однако существует немало высказываний, в которых аналогичная мысль сформулирована сходным образом. Одно из них, например, афоризм, который принадлежит выдающемуся итальянскому скульптору, живописцу, архитектору и поэту Микеланджело Буанаротти (1475–1564): «Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело».
Эта же мысль в разных вариантах встречается и у других авторов: «Искусство требует, чтобы ему отдавались целиком. Ради искусства своего народа нужно и необходимо жертвовать всем» (В. И. Качалов); «Искусство живёт принуждением и гибнет от свободы (А. Жид).
Цитируется в значении: “во имя искусства человеку приходится отказываться от многих радостей жизни”.