Иван Непомнящий

В царской России пойманные в Сибири беглые каторжники, желая скрыть свое настоящее имя и фамилию, просили записывать себя не помнящими родства; отсюда и возникло их прозвище «Иваны Непомнящие» (С. В. Максимов, Сибирь и каторга, Собр. соч., т. II, гл. 4, с. 134).

Этим термином широко пользовался М. Е. Салтыков-Щедрин. Под видом Иванов Непомнящих сатирик изображал тех беспринципных, «мелкодушных» литераторов, газетных дельцов, в основе литературной деятельности которых — «ненависть к принципам», «убеждениям», «вероломство и подвохи» наряду «с лестью и воскурением фимиамов».

«Без идеи, без убеждения, без всякого понятия о добре и зле, Непомнящий стоит на страже руководительства, не веря ни во что, кроме пятнадцати рублей, которые приносит подписчик, и тех грошей, которые [за объявление в его газете] один за другим вытаскивает из кошеля кухарка. Он даже щеголяет отсутствием убеждений, называя последние абракадаброю и во всеуслышание объявляя, что ни завтра, ни послезавтра он не намерен стесняться никакими узами»
(«Мелочи жизни», 5,. «Газетчик», 1886; этот же тип в «Письмах к тетеньке», 13; в «Дневнике провинциала» и др.).

Войдя в литературную речь под воздействием Салтыкова-Щедрина, выражение приобрело значение: человек без убеждений и традиций.

Не может быть сознательным рабочим тот, кто относится, как Иван Непомнящий, к истории своего движения
(В. И. Ленин, Идейная борьба в рабочем движении, Соч., т. 20, с. 256).

Мы не Иваны, не помнящие родства, мы празднуем 800-летие столицы потому, что нам, советским людям, дорого прошлое нашей родины (Передовая статья, «Правда», 20 авг. 1947 г.).

Еще по теме:
Популярно:
Комментарии: