Краткая биография Абу Ханифа

Абу Ханифа, ан‑Нуман б. Сабит ал‑имам ал‑азам (699–767).

Родился в Куфе в семье богатого торговца шёлком.

Абу Ханифа получил блестящее общее и богословское образование.

В 22 года стал учеником выдающегося иракского богослова Хаммада б. Аби Сулаймана, в школе которого провёл 18 лет до смерти наставника, а затем 10 лет сам возглавлял этот кружок, считаясь самым авторитетным факихом («знающий», богослов‑законовед) Куфры и Басры.

В 747‑48 г. Абу Ханифа выехал в Мекку, спасаясь от преследований Ибн Хутайры, наместника Ирака, принуждавшего его к государственной службе.

После утверждения у власти Аббасидов Абу Ханифа вернулся в Ирак, где продолжал жизнь богатого торговца и учёного.

Халиы ал‑Мансур (754–775) предложил ему занять в новой столице, Багдаде, высокую должность, но Абу Ханифа решительно отказался. Чтобы сломить его, халиф приказал заточить его в тюрьму и даже высечь, несмотря на возраст и положение. Вскоре после этого Абу Ханифа умер.

С Абу Ханифа начинается письменная традиция в исламском богословии. Ему приписывается первое записанное сочинение по исламской догматике – ал‑Фикх ал‑акбар или Асл ат‑таухид, которое, видимо, действительно восходит в своей основе к какому‑то тексту Абу Халифа. В нём сформулированы основные положения исламской догматики: о единобожии, об атрибутах Аллаха, о Коране как о слове божьем, о всемогуществе Аллаха, о свободе воли, о пророческом достоинстве, о греховности людей, о добрых делах и о воздаянии за них, о вере, о предопределении, о праведности, о достоинствах тех, кто упомянут в Коране.

Наследие Абу Ханифа сохранилось в виде цитат и ссылок в Китаб ал‑харадж Абу Пусуора, а также во всех сочинениях Мухаммада аш‑Шайбани, особенно в ал‑Мабсут, Китаб аз‑зийдат и Китаб ал‑асар.

Связанные записи:
Всегда популярно и полезно:
Комментарии:




^