Краткая биография Ал‑Халладжа

Ал‑Халладж, Абу‑л‑Мугис ал‑Хусейн б. Мансур (ок. 858–922) – выдающийся суфий, казнённый за свои проповеди.

Родился в селении ал‑Байда на юге Ирана. Его дед, по преданию, был зороастрийцем, а отец принял ислам.

Когда ал‑Халладжу было несколько лет от роду, его отец, чесальщик хлопка (халладж), переехал в г. Васит. В этом городе ал‑Халладж получил образование.

В 16 или 17 лет он перебрался в г. Тустар, где стал учеником известного суфия Сахла ат‑Тустари (ум. 896 г.).

В 876 г. он переехал в Басру, где обучался у суфия ал‑Акта. Через своего шурина ал‑Халладж оказался на некоторое время связанным с движением рабов‑зинджей, среди которых были сильны прошиитские настроения. В дальнейшем эта кратковременная связь дала противникам ал‑Халладжа основание объявить его шиитским проповедником.

В 878 г. ал‑Халладж посетил Багдад, где встретился с крупнейшим суфийским авторитетом ал‑Джунайдом (ум. В 910 г.).

Позднее он совершил своё первое паломничество в Мекку, где провёл около года, подвергая себя суровым испытаниям (непрерывный пост, всевозможные обеты и т. п.).

Вернувшись из хаджжа, ал‑Халладж выступил с публичной проповедью мистических истин, которая вызвала недовольство суфийских шейхов, опасавшихся гонений со стороны факихов (богословов‑законоведов). Многие суфии порвали с ним, однако он нашёл немало сторонников среди городской бедноты.

В знак протеста против элитарности суфизма ал‑Халладж отказался от обычной суфийской одежды и надел простой халат воина. В течение пяти лет он проповедовал в городах и селениях Хорасана.

По возвращении из странствий ал‑Халладж совершил второй хаджж. По преданию, его сопровождали 400 учеников. Мекканские суфии обвинили ал‑Халладжа в разглашении божественных тайн, публичном корыстном чудотворстве, шарлатанстве. После хаджжа ал‑Халладж вновь отправился в странствия, на этот раз в Индию и Туркестан.

Вернувшись в Багдад, он выступил с серией крамольных проповедей. Его «кафедрой» была рыночная площадь, слушателями – торговцы, ремесленники и городская беднота.

Проповеди ал‑Халладжа вызвали брожение в народе: его сторонники видели в нём новоявленного «мессию», совершенного «святого» своего времени. Противники ал‑Халладжа обвиняли его в публичном чудотворстве, что считалось привилегией Пророка, в смущении верующих, в притязаниях на самообожествление, в проповеди мистической любви к Богу, цель которой – соединение с Ним, что признавалось «манихейством», в отрицании мусульманского ритуала и прочих «грехах».

Близкая тема:

В своих экстатических высказываниях ал‑Халладж сам изъявлял готовность погибнуть от рук единоверцев, принять мученическую смерть на благо общины. Мусульманские авторы утверждают, что именно в это время он произнёс знаменитую фразу: «Я – Бог» (ана‑л‑Хакк).

Спасаясь от преследований, ал‑Халладж в 908 г. бежал в г. Сус.

Через три года он был арестован, доставлен в Багдад и заключён в тюрьму. Благодаря заступничеству визира Ибн Исы ал‑Халладжу удалось избегнуть смерти, однако остаток жизни он провёл в заключении. В эти годы он написал свой, по‑видимому, единственный прозаический трактат Китаб ат‑Тавасин.

В 922 г. визир Хамид добился возобновления процесса против ал‑Халладжа. Несмотря на заступничество приближённых халифа, суд признал ал‑Халладжа карматским проповедником и вынес смертный приговор.

В ходе духовных исканий ал‑Халладж пришёл к выводу, что истинная любовь к Богу требует от человека страданий, принесения ей в жертву своего «Я», дабы избавиться от последней преграды, отделяющей «влюблённого» от «возлюбленной». Этим объясняется вызывающее поведение ал‑Халладжа – его жажды страданий, стремление к насильственному уходу из жизни.

В своём сочинении Китаб ат‑Тавасин ал‑Халладж изложил свои представления о роли прототипической сущности Мухаммада в мироздании: её предвечном явлении в виде «светильника», озарившего мрак небытия. В «вознесении» Мухаммада ал‑Халладж видел эталон мистического переживания, прообраз взаимоотношений между божеством и человеком.

Легенда об ал‑Халладже стала темой множества художественных произведений в прозе и в стихах на арабском, персидском, турецком, малайском и других языках.

Связанные записи:
Сегодня популярно:
Комментарии:




^