Краткая биография Ал-Мухасиби

Ал‑Мухасиби, Абу Али ал‑Харис б. Асад ал‑Анази (ок. 781–867) – багдадский богослов, один из первых теоретиков суфизма.

Родился в Басре.

В молодости приехал в Багдад. ал‑Мухасиби вёл аскетический образ жизни, отличался «богобоязненностью» (вара), не признавал компромиссов в повседневной жизни и религиозных вопросов. Известно, что ал‑Мухасиби отказался от большого наследства, оставленного ему отцом, т. к. тот был приверженцем мутазилитского учения о «свободе человеческой воли».

Благочестие и образованность ал‑Мухасиби снискали ему широкую известность и привели к нему многочисленных учеников. Однако около 846 г. он вынужден был прекратить свои проповеди и преподавание из‑за гонений со стороны хулбалитов во славе с самим Ибн Ханбалем, а затем был выгнан из Багдада. По возвращении ал‑Мухасиби вынужден был жить затворником и отказался от всякой общественной деятельности.

Он умер в крайней нищете.

Ал‑Мухасиби сформулировал основные положения суфийской «психологии» (илси ал‑кулуб ва‑л‑хатарат).

Главным инструментом самосовершенствования он считал самонаблюдение и самоконтроль (муракаба ва мухасата). Отсюда – его прозвище ал‑Мухасиби, т. е. контролирующий себя, отдающий отчёт самому себе.

Объектом «контроля» должны быть прежде всего намерения (нийат) и движения души (хатарат), ибо они в конечном счёте определяют поступки человека. На пути к Богу верующего подстерегают многочисленные опасности и соблазны. Так, некоторые спешат воспользоваться мирской славой, которую приносит им внешняя набожность. Это – лицемерие и кичливость, которым следует противопоставить искренность намерений и действий. Человек не должен доверять суждениям окружающих, ибо только он сам знает, каковы истинные мотивы, движущие им. Верующий должен научиться презирать всё мирское, в полной мере осознать себя рабом божьим; это позволит ему сопрягать каждый свой поступок с божественной волей и не искать удовлетворения ни в чём и ни в ком, кроме Бога.

В интерпретации ал‑Мухасиби инициатором божественной любви выступает сам Бог. Возлюбив своих тварей, он зажёг в их сердцах свет ответной любви.

Ал‑Мухасиби принадлежит свыше 30 сочинений. Наибольшим влиянием и известностью пользовались следующие: Китаб ар‑риайа ли‑хукук Аллах (суфийская психология и практика), Китаб ал‑васайа (психология наставления начинающим суфиям) и др.

Многие сочинения написаны в форме ответов учителя на вопросы ученика.

Связанные записи:
Комментарии:




^