Краткая биография Аш-Шибли

Аш‑Шибли, Абу Бакр Дулаф б. Джахдар (б. Джафар) (861–946) – багдадский суфий, ближайший сподвижник и ученик ал‑Джунайда и ал‑Халладжа.

Родился в Самарре.

В возрасте 40 лет принял суфизм в собрании известого багдадского суфия Хайра ан‑Нассаджа. Поначалу симпатии аш‑Шибли в силу его экзальтированного характера склонялись к «крайнему» суфизму, который проповедовал ал‑Халладж. Однако преследования, а затем жестокая казнь последнего, вероятно, заставили его изменить свои взгляды и занять осторожную позицию, свойственную ал‑Джунайду и его окружению.

Есть сведения, что аш‑Шибли обвинил ал‑Халладжа в разглашении тайн, которые должны быть достоянием избранных. После казни ал‑Халладжа поведение аш‑Шибли стало крайне необычным.

Его эксцентрические поступки (сжигание дорогих одежд и благовоний, самоистязания и пр.), повышенная эмоциональность привели к тому, что его сочли сумасшедшим, поэтому багдадские власти, активно боровшиеся в это время с инакомыслием и «непозволительными новшествами», не принимали его всерьёз. Аш‑Шибли спасло, видимо, также его знатное происхождение.

В «экстатических высказываниях» и «аллегорических намёках» аш‑Шибли, записанных в основном в конце его жизни, в завуфлированной форме говорилось о страданиях и радостях «божественной любви», о необходимости отказа от мирской жизни ради высшей цели – сближения с божеством, о самоконтроле и о самонаблюдении, которые должен практиковать истинный суфий. Мистические стихи, приписываемые аш‑Шибли, не лишены художественных достоинств.

Наиболее известными его учениками были Али ал‑Хусри и Абу‑л‑Касим ан‑Насрабази. Сюжеты из биографии аш‑Шибли, его высказывания и стихи можно встретить во всех авторитетных суфийских трактатах. Своей широкой известностью он обязан парадоксальности мышления, незаурядности поведения, причастности к судьбам великих людей и знаменательным событиям в истории суфизма.

Его могила в Багдаде сохранилась и почитается по сей день.

Связанные записи:
Сегодня популярно:
Комментарии:




^