Краткая биография Ат-Тирмизи

Ат‑Тирмизи, ал‑Хаким Абу Абдаллах Мухаммад б. Али (ум. в конце IX века) – крупнейший представитель восточноиранского суфизма.

Родился в г. Термезе.

Согласно «автобиографии», с восьми лет усердно занимался религиозными науками.

Двадцати восьми лет от роду отправился в Мекку.

Вернувшись из паломничества, ат‑Тирмизи стал умерщвлять плоть, изучал мистические трактаты.

Среди его суфийских учителей называют известных хорисанских шейхов Абу Тураба ан‑Нахшаби, Йалйу ал‑Джалла, Ахмада б. Хадравойхи и др.

Большую роль в судьбе ат‑Тирмизи сыграла его жена, очевидно полностью разделявшая его взгляды.

Проповеди и сочинения ат‑Тирмизи, прежде всего Илал аш‑шариа и Хатм ал‑аулийа, в которых он рассуждал о смысле мусульманских обрядов, о «любви к Богу», о различных категориях мистиков, о «печати святых», существующей наряду с «печатью пророков», вызвали недовольство богословов‑законоведов и власть имущих.

Спасаясь от гонений, ат‑Тирмизи вынужден был перебраться в Балх, затем в Нишапур, где приобрёл многочисленных сторонников.

Когда в результате изменения политической ситуации противники ат‑Тирмизи вынуждены были эмигрировать, он смог вернуться в родной город.

Там он умер, окружённый учениками и последователями. Среди них заслуживают упоминания в первую очередь Абу Али ал‑Джузджани и Абу Бакр ал‑Варрак.

Значение ат‑Тирмизи для истории суфизма определялось главным образом его сочинениями, число которых приближается к восьмидесяти.

Изложенные в них учения о «душе», её «состояниях» и «движениях», о способах самосовершенствования и обуздания низменных инстинктов, о страдании как очищении и т. п. Оказали огромное влияние на последующую суфийскую психологию.

Высшим доступным человеку знанием ат‑Тирмизи считал мистический «гносис» (марифа или хикма), который он отождествлял с «божественным светом», заключённым в сердцах людей. В оличие от обычного знания (илм), сводящегося к истолкованию и применению положений шариата, «гносис» постигает тайный смысл вещей и в конце концов саму «божественную сущность». Если илм можно обрести в процессе обучения, то марифа – это милость, которую Бог дарует своим избранникам. Сфера и время илм ограничены, тогда как марифа не имеет пределов. «Гносис» доступен лишь тем людям, чьи души очистились от мирских привязанностей и чьи помыслы устремлены к Богу. Такими людьми ат‑Тирмизи считал суфийских «святых». Именно «гносисом» они отличаются от прочих верующих.

Как отмечают исследователи, ат‑Тирмизи был, вероятно, знаком с буддийскими, христианскими и манихейскими учениями. Отдавая должное глубине его знаний и широте кругозора, современники дали ему почётное прозвище ал‑Хаким (мудрец).

Связанные записи:
Всегда популярно и полезно:
Комментарии:




^