Краткая биография Джунайда Ал-Багдади

Абу‑л‑Касим ал‑Джунайд Мухаммад ал‑Каварири ал‑Хаззаз ал‑Багдади (ум. В 911 г.) – родоначальник одного из двух основных течений в суфизме – рационалистического, именуемого «учением о трезвости» и полном самоконтроле, названного по его имени джунайдийа.

Перс, родился в Багдаде (или в г. Иехавенде), где провёл всю жизнь и умёр.

Ребёнком остался без отца и воспитывался в доме своего дяди (по матери), мистика персидского происхождения Сари ас‑Сакати (ум. В 867 г.), изучал шафиитское право и хадисы у известного факиха Абу Саура Ибрахима ал‑Багдада.

Наставниками и учителями ал‑Джунайда в суфизме были Сари ас‑Сакати и ал‑Харис ал‑Мухасиби – основатели багдадской школы мистицизма, разрабатывавшей учение о божественном единстве (таухид) и степени его познания на основе психологического опыта и интуиции.

Ал‑Джунайд видел в суфизме средство постоянного духовного очищения и борьбы взглядов. По его мнению жизнь мистика состоит из непрерывных усилий познать единство Бога, свою извечную от него зависимость и своё ничтожество перед ним.

Суть трёхступенчатой доктрины мистического учения, которую ал‑Джунайд впервые сформулировал, а затем настойчиво повторял и объяснял, сводится к следующему: единственное реальное бытие есть бытие Бога; поскольку человек, как и всё сотворённое, имеет своё происхождение и начало в Боге, то он должен в конечном счёте, рано или поздно, возвратиться к своему первоисточнику после их разъединения, чтобы снова соединиться и быть в Нём, т. е. достичь первоначального состояния.

Данного состояния суфий достигает в результате погружения в медитацию о единстве Бога, перед которым он становится абсолютно ничем, посредством постоянного подчинения Его воле, преклонения перед Ним и мысленной рецитации Его имени.

Собственное бытие суфия полностью исчезает, он теряет все свои свойства и качества, исчезают эмоции и реакции, всё растворяется в Боге. Наступает состояние фана.

Опираясь на эти положения учения суфиев, ал‑Джунайд сформулировал положение, которое получило название «учение о трезвости», – краеугольный камень его доктрины, согласно которой главная цель состоит не в том, чтобы, находясь в этом состоянии, получить обратно все свои временно утраченные человеческие свойства, но уже видоизменёнными и одухотворёнными предвечным могуществом, остаться и сохраниться для новой жизни в Боге, т. е. снова «став собой», вернуться обновлённым в мир с особой миссией от Бога наставлять и просвещать людей, служить человеческому сообществу.

Таким образом, ал‑Джунайд, признав в принципе положение о состоянии фана, разработанное Абу Йазидом ал‑Бистами, считал его лишь промежуточной фазой, поскольку совершенный суфий обязан идти дальше, к состоянию «Трезвости», в котором его личное познание Бога могло бы сделать из него более совершенное человеческое существо с полнотой самообладания и контроля над собой.

Человек ясного, трезвого и проницательного ума, ал‑Джунайд чётко представлял себе, какую опасность может таить в себе изложение трудных для понимания суфийских взглядов для тех, кто не подготовлен к усвоению. Поэтому стиль его произведений иносказательный, полный неуловимых намёков, преднамеренно усложнённый специфической терминологией язык как бы окутывал содержание нарочитой неясностью. Сохранилось одно сочинение ал‑Джунайда – Расаил. Это письма, адресованные частным лицам, трактаты‑послания на темы суфизма, часть из которых написана в форме комментария на отдельные айаты Корана.

Сегодня популярно:
Комментарии:




^