Рабы в Спарте — больше всех рабы

Рабы в Спарте — больше всех рабы — Spartae servi, maxime servi [спартэ сэрви, максимэ сэрви]

Мысль о том. что в Спарте свободные наиболее свободны из всех греков, а рабы — больше всех рабы, встречается у Плутарха («Сравнительные жизнеописания», «Жизнь Ликурга», 28).

Спартанцы были потомками дорийцев — одного из греческих племён, которое в XII в. до н.э. двинулось из Северной и Средней Греции на юг, вытеснив оттуда своих предшественников (ахейцев).

Потомками этих ахейцев были государственные рабы Спарты — илоты. Они обрабатывали поля спартиатов и должны были своим трудом содержать их семьи, ведь спартанцам было запрещено заниматься чем бы то ни было, кроме военного дела.

Илотов было чуть ли не в десять раз больше, чем самих полноправных граждан.

Спартанцы запрещали им носить оружие и ни на минуту не забывали о том, что постоянно окружены врагами: никогда не расставались с оружием (обедали вооружёнными, спали с копьём в руке), устраивали в своих жилищах хитроумные запоры.

Все боги, чьи статуи были в Спарте, держали в руке копьё, даже богиня любви Афродита.

Положение илотов было гораздо более тяжёлым, чем у рабов в других областях Древней Греции. Их использовали как своего рода пособия для воспитания спартанской молодёжи: чтобы юноши не приучались к вину, им показывали напоенного допьяна илота, один вид которого вызывал отвращение. Более того, на илотах спартанцы «тренировались», т.е. проходили свою первую практику убийства.

Ежегодно эфоры, высшие должностные лица, объявляли криптии — тайные ночные нападения на безоружных илотов, таким образом предотвращая чрезмерное увеличение их количества.

По мнению Плутарха, криптии появились после Ликурга, который был кроток и справедлив.

Сегодня популярно:

^